Форт «Шанц» является памятником архитектуры и истории XVIII столетия. Существуют другие названия форта – Александровская батарея и "Александр и Николай Шанцы". Находится на западной окраине города Кронштадт. Форт представляет собой объект культурного наследия и находится под государственной охраной.

Форт «Шанц» был построен в 1706 году, во время Северной войны для защиты города от шведской армии. Он представлял собой земляной редут, возведенный впереди современного правого фланга батареи.

В начале XIX столетия неподалеку, на южном берегу острова Котлин, была сооружена деревоземляная «Александровская» батарея. Дополнительно, для обороны подступов к обоим укреплениям. Между ними появился небольших размеров пехотный редут «Михаил». Летом 1855 года все эти строения кардинально перестроили в ходе быстрого усиления Кронштадта, по причине угрозы атаки со стороны англо-французской эскадры. Теперь на северном берегу дислоцировалась батарея № 7, называемая «Александр-шанец», на южном – батарея № 8, «Николай-шанец», а между ними располагалась батарея литер «В», которая позднее получила название «Куртинная».

Укрепления серьезно не модернизировались, и они просуществовали до конца XIX столетия. Потом на их месте было решено построить комплекс батарей долговременного типа, получивший название форт «Шанц». В 1897 году началось строительство центральной (мортирной) и северной (пушечной) батарей. Оно продолжалось пять лет. Сооружения были выполнены из бетона по проектам фортов «А» и «В», принятым за основу. Но в них вносились необходимые изменения по местным условиям. Пушечную батарею, помимо основного вооружения, оснастили четырьмя пушками, предназначенными для борьбы с возможными вражескими десантами. Для освещения примыкающего участка рейда на правом фланге был помещен прожектор, который при необходимости скрывался в шахте. Через какое-то время на левом фланге группы была построена южная (пушечная) батарея, аналогичная по постройкам, оборудованию и вооружению северной.

К 30-му году XX века батареей «Шанц» было утрачено ее боевое значение, вооружение сняли, а в части освободившихся казематов было решено создать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря.

Во время Великой Отечественной войны на батарее «Шанц» не было установлено стационарных береговых орудий, но в то же время здесь располагалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея № 19-А (два орудия, калибр 180 мм), передвигающаяся по ветке Кронштадт – «Риф».

В настоящее время состояние форта «Шанц» оценивается как неудовлетворительное.

Форт "Шанц" (он же "Александр-шанец") находится в западной части острова Котлин, примерно в 3 км от КАД и 6 км от центра города Кронштадта. В данном посте речь пойдет о его центральной батарее. Все фотографии сделаны летом 2017г.

Под катом 20 фото (как всегда, все кликабельны и привязаны к карте).

Впервые укрепление на этом месте было построено в 1706 г для защиты от шведов, и называлось оно "Александр-шанец"(шанец - замкнутое полевое земляное укрепление, обычно оснащенное орудиями, типа форта, только "послабее"). Впоследствии здесь сооружались новые батареи и другие укрепления, неоднократно перестраивавшиеся и расширявшиеся. Были они, по большей части, деревоземляными.
В 1897-1902гг были возведены бетонные казематированные батареи: Северная и Центральная, а немного позднее еще и Южная. Они соединены между собой земляным валом, перегораживая, таким образом, остров Котлин от берега до берега. Все это вместе названо фортом "Александр Шанец" (другое название "Шанц").
Подробнее можно прочитать на информационном стенде:

План форта "Шанц"


Центральная батарея была вооружена мортирами, а Северная и Южная - пушками.
Северная батарея и поныне занята воинской частью, так что доступа на неё нет, а вот по Южной и Центральной можно ходить свободно.

Центральная батарея.
Как и две другие, представляет собой двухъярусную бетонную казематированную постройку на 12 орудий (вероятно 9-дм (229-мм) мортир обр.1877г на станках Дурляхера) в открытых двориках.
Вид на правый фланг батареи:


Орудия попарно разделены широкими казематированными траверсами, а такие пары орудий между собой - траверсами в виде бетонной стенки (так что получается как бы 5 "сдвоенных" орудийных двориков, и 2 "одинарных" на флангах).

Вид сверху:

Крайний правый траверс с двориками по бокам:

Дворик крайнего правого орудия

Второй и третий справа дворики

Основание орудия (второго справа)

Этот же дворик в другом ракурсе

Второй справа казематированный траверс. На стене первого яруса виден киот для батарейной иконы.

Траверс крупным планом

Четвертый справа дворик

В 1930-х гг. форт, как полностью утративший боевое значение, был разоружен. Но на нем был устроен командный пункт береговой обороны Балтийского моря.
К этому командному пункту относится большой бутово-бетонный каземат, возведенный в центре батареи.

Коридор внутри

Внутренние помещения "центрального каземата"
-
,

Практическое ознакомление с укреплениями Кронштадтской крепости началось с фортов «Шанц» и «Риф» , расположенных непосредственно на острове Котлин , на его западной оконечности.

Как добраться?

Пасмурным ноябрьским днем 2011-го года мы доехали автобусом до острова. Сразу от остановки двинулись вдоль асфальтированной дороги на западную часть острова, мимо Морского кладбища, заколоченных домиков детских лагерей отдыха… Минут 25-30 бодрого шага – и мы достигли колючей проволоки, огораживающей правый (северный) фланг форта. До этого места по острову ходит, но довольно редко, автобус №3.

История форта "Шанц"

Форт "Шанц" был создан для защиты города от шведов во время Северной войны в 1706 году. Первоначально это был земляной редут «Александр-шанец», примыкавший к северному побережью острова. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили «Александровскую» батарею. Для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». В связи с угрозой атаки англо-французской эскадры летом 1855 года все эти сооружения были перестроены. Еще большая реконструкция была проведена на рубеже XX века, после чего форт получил название «Шанц» .

К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а часть казематов были переделаны под командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. В Великой Отечественной войне батарея участия не принимала, но здесь базировались два 180-мм орудия Отдельной железнодорожной батареи, передвигавшихся по ветке Кронштадт - форт «Риф».

Как уже упоминалось, северную часть форта до сих пор занимают военные склады связи, а центральная и южная часть форта открыта для свободного доступа. Повсюду следы запустения и разграбления: срезанные металлические конструкции, выкорчеванные кабели... Часть подземных переходов и потерн просто засыпана для исключения проникновения.

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

Памятник истории

Форт «Шанц»
Батарея «Александр-Шанец»

Страна Россия
Местоположение Кронштадт ,
Кронштадтское шоссе
Тип здания форт
Первое упоминание 1706 год
Дата основания 1706 год
Дата постройки 1706 год
Дата упразднения 1930 год
Статус Объект культурного наследия РФ № 7810285013 № 7810285013
Состояние неудовлетворительное

Координаты : 60°01′32″ с. ш. 29°40′26″ в. д.  /  60.025556° с. ш. 29.673889° в. д. (G) (O) (Я) 60.025556 , 29.673889

Форт «Шанц» (он же Александровская батарея, он же Александр и Николай Шанцы) - памятник истории и архитектуры XVIII века . Расположен на западной окраине Кронштадта . Создан для защиты города от шведов во время Северной войны - в , несколько раз перестроен. Находится под охраной государства.

История

В 1706 году чуть впереди нынешнего правого фланга батареи был возведен земляной редут «Александр-шанец», долгое время являвшийся главным оборонительным сооружением на острове. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили деревоземляную «Александровскую» батарею. Дополнительно, для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». Все эти сооружения были кардинально перестроены летом 1855 года в ходе спешного усиления Кронштадта в связи с угрозой атаки англо-французской эскадры. На северном берегу теперь располагалась батарея № 7 («Александр-шанец»), на южном - батарея № 8 («Николай-шанец»), а между ними - батарея литер «В» (позднее получившая название «Куртинная»).

Без сколь-нибудь серьёзной модернизации укрепления просуществовали до конца XIX века, когда на их месте решили возвести группу батарей долговременного типа, получившую название «Шанц» (Форт «Шанц»). Строительство северной (пушечной) и центральной (мортирной) батарей началось в 1897 году и продолжалось 5 лет. Постройки выполнялись из бетона по принятым за основу проектам фортов «А» и «В», в которые вносились необходимые по местным условиям изменения. На пушечной батарее кроме основного вооружения установили четыре пушки, предназначенные для борьбы с возможными неприятельскими десантами. Для освещения прилегающего участка рейда на правом фланге поместили прожектор, скрывающийся при необходимости в шахте. Через некоторое время на левом фланге группы возвели южную (пушечную) батарею, аналогичную по постройкам, вооружению и оборудованию северной.

К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а в части освободившихся казематов решили оборудовать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. Во время Второй Мировой войны стационарных береговых орудий на батарее «Шанц» установлено не было, в то же время здесь базировалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея № 19-А (2 орудия калибром 180 мм), курсировавшая по ветке Кронштадт - «Риф».

Транспорт

Конечная остановка автобуса № 2

Примечания

Литература

  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2

Андрей Вест,
г.Санкт-Петербург

Сегодня продолжим исследовать зону Кронштадта, которую мало или совсем не знают туристы. Речь пойдет о береговом форте Александр-шанец.

Следуя по дамбе от Горской, въехав на остров Котлин, поворачиваем на съезд в город-крепость Кронштадт, но не поворачиваем направо в город, а уходим налево — на Котлинскую косу, западную оконечность острова. Проезжаем поворот на аэродром Бычье поле, оставляем справа Кронштадтское кладбище, проезжаем ещё немного и за одним из поворотов перед нами открываются мощные укрепления форта Александр-шанец.

Южная часть форта закрыта, там до сих пор базируется воинская часть. Северная часть до недавнего времени была тоже закрыта. Но поскольку там всё вооружение давно демонтировано, часть батареи Куртинная и Северную батарею открыли.

Береговой Александр-шанец является объектом культурного наследия России и мира, внесён в список объектов культурного наследия Юнеско. Да и сама Котлинская коса стала природным заказником. А теперь, собственно, о форте.

Официальная версия гласит, что данный форт появился в 1706 году. Но есть сведения, что ещё весной 1704 года во время строительства первого островного форта Кронштадта – Кроншлота — одновременно с ним, на западной стороне острова Котлин была поставлена Петровская батарея.

К сожалению, мне не удалось уточнить эти сведения и точное место расположение этой батареи, поэтому выдвигаю версию, что, возможно, именно Петровская батарея и явилась предтечей форта Александр-шанец.

Собственно, сам форт Александр-шанец состоит из трёх укреплений: Южной, Северной и Куртинной батарей.

Нынешний вид форт обрёл в середине 19 века при спешной его перестройке в связи с угрозой нападения на Кронштадт и Санкт-Петербург англо-французского флота в ходе крымской войны. Впоследствии был вооружён нарезными пушками разных калибров, в том числе и специальными, противодесантными.

Перед фортом, как и полагалось в те времена, был вырыт крепостной ров, затруднявший подход по суше к форту. Построены позиции и орудийные погреба. В 1930 году вооружение форта было демонтировано, и на форте был создан командный пункт штаба Балтийского флота. Также была проложена ж/д ветка от города до форта Риф, который находится на самой оконечности Котлинской косы, и доступ куда запрещён — там базируется воинская часть.

В годы Великой Отечественной войны по этой ветке курсировал «бронепоезд» — паровоз и несколько ж/д платформ, на которых были установлены два 180 мм. орудия и несколько зениток. Он поддерживал своим огнём защитников Ораниенбаумского пятачка. Этим помог им выстоять, не позволив фашистам выйти на берег Финского залива, на расстояние прямого выстрела полевых орудий по Кронштадту.

Немецко-фашистские захватчики пытались вычислить, разведать по какому маршруту курсирует этот бронепоезд, но в Кронштадте предателей не было, а заслать сюда агентуру фашистам не удавалось — СМЕРШ Балтфлота работал очень хорошо.

Что поражает, когда впервые знакомишься с остатки этого форта, боевыми позициями, траверсами, боевой улицей, валгангом — это МОЩЬ! Когда я впервые увидел этот форт, его укрепления, смог оценить сооружения, я был поражён до глубины души, до спазма в горле. Я почувствовал Гордость за своих предков, за Историю страны. Какой волей и ответственностью за страну, за её безопасность надо было обладать, чтобы построить такое грандиозное сооружение на болотах, на месте, где строительство таких крепостей НЕВОЗМОЖНО! Но Русские смогли построить кирками, ломами и лопатами мощнейшее оборонительное укрепление. И только там, на форте, я наконец понял, почему Кронштадт с его укреплениями был самой мощной морской крепостью в мире в 18-19 вв.

Поднявшись на валганг, я не поверил своим глазам! Он тянулся не несколько сотен метров, как минимум не меньше 300 — это была Куртинная батарея, серединное укрепление. Естественно, что на Южную часть форта я попасть не смог, зато вволю полазил по Северной и Куртинной батареях.

Рассказывать об этом бессмысленно. Это надо видеть, видеть и прочувствовать. Именно там ты понимаешь всю их неприступность для возможных атак десанта. Особенно впечатляют траверсы, в которых когда-то были вмонтированы киоты с иконами, следы от которых видны до сих пор. Плиты, на которые монтировались станины крепостных орудий, орудийные погреба.

Берег Финского залива от форта был в нескольких десятков метров. Налазившись по Александр-шанцу, я решил выйти на берег — передохнуть свежим морским воздухом. Выйдя на берег, я глянул в сторону оконечности косы и обомлел! Я, впервые в своей жизни увидел укрепления форта Риф и был потрясен. И очень жалел, что не захватил с собой бинокля. Но мой фотоаппарат позволил мне сделать более или менее приличных снимков Рифа, несмотря на то, что до него было около двух километров и на море стояла дымка.

Сколько я смог рассмотреть с такого расстояния, этот форт не менее мощное сооружение, чем Александр-шанец. Но и это ещё не всё! Отведя глаза, я наткнулся ещё на одну историческую фортификационную достопримечательность Кронштадта — Толбухин маяк, построенный по личному указанию Петра Великого от 13 ноября 1718 года и первоначально носивший название Котлинский, а в 1736 году, переименованный в честь полковника Федота Семёновича Толбухина. И его тоже я смог сфотографировать несмотря на то, что до него было около пяти километров.

Чтобы понять мои чувства и эмоции, лучше самим побывать там и увидеть всё своими глазами. Пройти по валгангу своими ногами, походить по орудийным погребам самому, подсвечивая себе фонариком. Уверен — не пожалеете!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png