Ворота имеют пять дверей – три по центру и две двери по бокам. Боковые двери использовались обслуживающим персоналом, и сейчас они закрыты. Из трех центральных дверей правая использовалась чиновниками, левая членами императорской семьи, а через центральную большую дверь мог пройти только сам император, но было два исключения.

Первое исключение делалось только для императрицы и только один раз – в день свадьбы. Второе исключение делалось один раз в несколько лет для победителей императорского экзамена. Туристам мы рекомендуем проходить именно через центральную дверь. Почувствуйте себя императором.

Туристам стоит обратить внимание на заклепки на дверях. Всего тут 9 рядов заклепок и 9 столбцов (можете посчитать самостоятельно на фото в галерее справа). 9 – это счастливое число императора, и в Запретном городе вы будете его встречать постоянно.

Полуденные ворота потрясают своими размерами – они 35 метров в высоту, что эквивалентно 11-этажному дому. Наверху расположены 5 башен, которые называются “башни феникса”. Вся конструкция действительно напоминает эту мифическую птицу.

На краях центральной башни были установлены главные колокола и барабаны Пекина. Колокола звенели каждый год, извещая об отбытии императора в , барабаны били при отбытии императора в Храм Предков. При самых важных церемониях колокола и барабаны звучали одновременно, извещая о коронации или свадьбе императора.

Полуденные ворота были местом “общения” власти и мира. Тут официально декларировались новые законы, император приветствовал подданных по праздникам, принимал парады и смотрел на наказания провинившихся чиновников.

Ворота Высшей Гармонии (Таихимэн) (2)

После Полуденных ворот вы попадете на большую площадь – Внешний двор Запретного города. Тут проходит водный канал “Внутренняя Золотая река”, через который наведено пять мостов. Правила прохода через эти мосты были полностью аналогичны правилам дверей в Полуденных воротах.

Этот канал имел несколько функций. Первая – источник воды на случай пожара, вторая – естественная преграда для атакующих в случае нападения на Запретный город. Туристам стоит обратить внимание на балюстрады мостов, украшенные фигурами драконов и фениксов – символами императора.

Еще один интересный момент на этой площади, на который стоит обратить внимание, – это кирпичи мостовой. Эти кирпичи выполнены по специальной технологии, они производят приятный звенящий звук, когда на них наступишь. Это свойство покрытия площади уже почти исчезло, но в некоторых местах этот звук еще можно услышать.

Главная достопримечательность площади – два гигантских бронзовых льва. Правый лев держит под лапой сферу, символизируя власть императора, которая распространяется на весь мир. Левая львица держит под лапой львенка, символизируя благополучие и плодовитость императорской семьи. Китайцы верят, что такие львы охраняют дом от злых духов и привлекают добрых. Естественно, эти львы самые большие в Китае.

За львами находятся сами Ворота Высшей Гармонии. Название “ворота” – это условность, в действительности, это настоящий павильон. Он использовался во всех случаях, когда кого-то не хотели пускать дальше, но встреча с императором была необходима. К примеру, приемы иностранных послов или императорский суд.

Зал Высшей Гармонии (Тайхидиан) (3)

Пройдя сквозь Ворота Высшей Гармонии, вы попадете на самую большую площадь в Запретном городе - 30 000 квадратных метров. За ней возвышается Зал Высшей Гармонии – главное здание Запретного города.

Это “сердце” Запретного города. Именно здесь император принимал чиновников и генералов, здесь устраивали все самые важные церемонии и празднования. Зал находится на мраморном основании в три яруса. Наверх ведут две большие лестницы. По центру находится мраморная плита весом 250 тонн, о которой мы уже рассказывали выше, украшенная барельефами с фениксами и драконами.

Высота здания – 37,5 метра, и долгое время Зал Высшей Гармонии был самым высоким зданием в Пекине. Законом было запрещено строить постройки выше него. Когда смотришь на Зал Высшей Гармонии, в голову даже не приходит мысль, что это строение высотой с 12-этажный дом.

Традиционная архитектура Китая никогда не стремилась к гигантизму. Гармония размера, формы и содержания – вот основная цель древних китайских архитекторов. И, признаться честно, у них это получилось великолепно.

На некоторых сайтах в интернете пишут, что Зал Высшей Гармонии – самое большое деревянное здание в мире. Конечно, это не так. Стадион “Одате Жукай Дом” в Японии имеет высоту 52 метра и площадь 25 000 квадратных метров. По сравнению с ним, Зал Высшей Гармонии – малютка.

Еще перед Залом Высшей Гармонии туристы увидят много всего интересного. Обратите внимание на огромные чаны для воды – еще одна мера противопожарной безопасности. Еще тут находятся главные в Запретном городе солнечные часы. Также тут можно посмотреть очень интересные каменные колонны, похожие на фонари, которые служили хранилищем эталонов мер и весов.

Зал Высшей Гармонии 64 метра в ширину и 37,2 метра в глубину, площадь - 2381 квадратный метр. Крышу держат 72 колонны – 6 рядов по 9 штук. Заметьте, и тут использовано число 9 – символ императорской власти.

Внутри находится главный императорский трон. Он называется Трон Высшей Гармонии. Туристам бывает сложно на него посмотреть, так как внутри помещения темно. В Зале Высшей Гармонии редко открывают больше четырех дверей, и света не хватает. Центральную дверь открывают очень редко, и на трон приходится смотреть под углом. Вдобавок, при таком ракурсе трон загораживают колонны. На фото справа вы можете посмотреть, как печально это выглядит.

Желающих посмотреть трон очень много, и к открытым дверям еще нужно “пробиться”. В будние дни это сделать вполне реально, но в выходной день – это эпический подвиг. Отсюда вывод: не ходите в Запретный город в выходные и праздничные дни. В выходные в Пекине лучше ходить на рынки или или пройтись по торговым центрам района . Культурные достопримечательности в эти дни всегда переполнены посетителями.

Кроме трона, внутри можно увидеть шесть золоченых колонн, украшенных барельефами с драконами. Эти колонны видно немного лучше (смотрите фото справа). На крыше прямо над троном находится большой золотой дракон, играющий с жемчужиной. Есть легенда, что если кто-то узурпирует трон, то эта жемчужина упадет на него и задавит насмерть. Этого дракона очень сложно разглядеть туристам, а сфотографировать подавно.

Зал Центральной Гармонии (Жонхедиан) (4)

Это небольшое здание с крышей в форме пирамиды. Этот зал служил для отдыха императора и переодевания перед церемониями. Внутри также есть трон, но гораздо скромнее, чем Трон Высшей Гармонии. Зал часто использовался как место разговоров императора с приближенными министрами и генералами.

Надписи около трона гласят: “Путь Небес глубок и загадочен, а путь человечества сложен. Только если составить точный и единый план и следовать ему, то можно править страной хорошо”. Эти слова тут оставил император Цяньлун из династии Цин. Он знал, о чем говорил, ведь он правил страной 60 лет.

Зал Сохраненной Гармонии (Баохедиан) (5)

Это последнее здание “внешнего дворца” – рабочей части Запретного города. После него вы попадете уже во “внутренний дворец” – место жительства императора и его семьи.

У Зала Сохраненной Гармонии было множество функций. Во времена династии Цин он чаще всего служил банкетным залом. В эпоху Мин он служил местом подготовки императрицы и принцев к церемониям.

По внешнему виду он похож на Зал Высшей Гармонии, но меньшего размера. Внутри также есть императорский трон, и также меньшего размера.

Все эти три зала стоят на едином основании из трех ярусов. Если во время вашего посещения Запретного города пойдет дождь, то не стоит сразу огорчаться. Это хорошая возможность посмотреть на потрясающую дренажную систему. Туристы замечают в основании каменные головы дракона, и кажется, что это просто декор, но это выходы труб, выводящих воду вниз. Всего тут 1412 таких драконьих голов.

С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. Самые ранние из полностью сохранившихся построек датируются XVIII в. Сам Запретный город был выстроен только в 1420 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин.

Во дворцах Запретного города всего около 9 000 помещений, в которых раньше жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы). В Запретном городе имелись также жилые кварталы для тысяч слуг, евнухов и наложниц, которые всю свою жизнь проводили за стенами. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными. Весь Запретный город был предназначен для удовлетворения прихотей императора. Около 6 000 поваров были заняты приготовлением пищи. 9 000 императорских наложниц, которых сторожили 70 евнухов, ублажали и развлекали императора.

Император и его приближенные очень редко выходили за ворота города, и каждый раз это сопровождалось пышной и торжественной церемонией. Вот как выглядел один из редких выходов китайского императора Мин за пределы Запретного Города в Пекине: первыми выходили 24 барабанщика, за ними 24 трубача; после них шли солдаты охраны - 100 вооруженных гвардейцев и 100 солдат с булавами; четыре сотни людей несли факелы. В торжественном выходе участвовали также уланы, носители опахал и государственные чиновники. Наконец, проходила огромная колесница, запряженная слоном.

В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цинн, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты.

В 1937 году Запретный город был разграблен японцами, а в 1949 году националисты вывезли очень много драгоценностей из Сицзин Чэня в .

Ранние деревянные здания уничтожались частыми пожарами и неоднократно разрушались жестокими завоевателями, склонными к мародерству. Сооружения Запретного Города много раз восстанавливались и перестраивались, но всегда архитекторы старались сохранить первоначальную конструкцию и, самое главное, впечатляющий внешний вид.

Особенности строения запретного города в Пекине

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады.

Китайские архитекторы должны были заботиться не только о том, как выглядят постройки и какие материалы следует использовать. Они должны были создавать такие здания, которые находились бы в гармонии с природой и не беспокоили духов земли, воды и воздуха. Чтобы добиться этого, они следовали набору правил, называемых фэн сюи (фэн шуй). Существовали строгие правила расположения зданий, с ориентировкой на север и юг или на запад и восток. Воздушно-легкие внутренние дворики сады и водоемы были также частью продуманной схемы. Перестройка Пекина по приказу императора Юнглу проходила в соответствии с правилами фэн сюи. Китайцы верили, что если здание построено с соблюдением этих правил, то это обеспечит обитателям доброе здоровье и благосостояние.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным из Сибири.

Запретный город - это архитектурный шедевр, его прелесть заключается не столько в красоте отдельных частей, сколько в упорядоченной планировке всего комплекса:

  • Полуденные Врата - мощная оборонительная башня, построенная для того, чтобы защищать вход в Запретный Город. Здесь в свое время император инспектировал свои войска. Сейчас здесь находится касса, где продаются билеты для входа в комплекс.
  • Врата Высшей Гармонии отделяют внешний двор (Золотой Поток) от более официального внутреннего двора в церемониальной зоне Запретного Города.
  • Врата Небесной Чистоты обозначают вход во внутреннее святилище, дворцовую зону Запретного Города, куда могли входить только члены императорской семьи.
  • Чертог Высшей Гармонии самый большой из официальных павильонов (высотой 28 м). Использовался для важных государственных событий, таких, как совещания с высшими чиновниками или празднование дня рождения императора. Перед входом стоят две курильницы для благовоний, одна в виде аиста, другая в виде дракона. Мозаичный пол и выкрашенные золотой краской колонны, наделены художниками переплетающимися, резными драконами и увенчаны зелено-золотистым потолком, с которого свисает сферическое зеркало.
  • Дворец Небесной Чистоты. До начала XVIII в. спальные покои императоров располагались в этом дворце. Дворец был щедро украшен резьбой, лепниной и скульптурами драконов и других мифических чудовищ. В центре дворца был установлен огромный трон. Примерно после 1500 года императоры династии Мин выбирали для жительства дворцы поменьше, расположенные в парке, а Дворец Небесной Чистоты стал еще одним залом для аудиенций с посетителями.
  • Чертог Совершенной Гармонии - изящный зал (богато украшенный, с расписным потолком и балками), созданный для императорских банкетов, служил для переодевания императора перед официальными церемониями. В зал вели три лестницы, одна из которых имела такой уклон, что по ней можно было проносить паланкин императора. У входа крыша опиралась на колонны. Шесть центральных колонн имели позолоту и были отделаны скульптурами драконов.
  • Чертог Соединения - это небольшое здание, известное также как Чертог Плодородия, его украшают водяные часы, или клепсидра. Здесь императрица собирала свой «малый» двор.
  • Дворец Земной Безмятежности во времена династии Цинн была официальной резиденцией императрицы, здесь находилась спальня императорской четы в первые дни после бракосочетания.
  • Зал Объединения находится между дворцом Небесной чистоты и Дворцом Земного спокойствия. Символизирует единство императора и императрицы, неба и земли, «ян» и «инь», мужчины и женщины. За дворцами раскинулись великолепные императорские сады.
  • Императорские Сады расположены к северу от Врат Земной Безмятежности и вокруг Чертога Имперского Благоденствия. Площадь этого сада, выдержанного в классическом китайском стиле, составляет примерно 7000 кв. м. Впечатляющие каменные сооружения, пруды и растительное убранство создают атмосферу очарования и спокойствия. Сады усажены деревьями, украшены статуями, каменными садами, прудами и водопадами. В этот мирный оазис можно войти через Ворота земного покоя.
  • Свирепые звери - Бронзовые львы сидят по бокам Входа дракона. Лишь через него можно попасть в зал Высшей гармонии, где на мраморном филигранной работы Троне дракона восседал император. Город изобилует бронзовыми животными.

Изображение драконов, символа императора, встречаются на каждом углу Запретного Города. В других культурах дракон часто символизирует зло. Но китайские драконы не такие: они дышат огнем, и это символизирует императорскую власть. Однако драконы «отвечали» также за своевременный приход дождей и, таким образом, защищали Китай и его народ от .

С террас больших залов на вас смотрят мраморные драконы. Через центр города проходит дорога, на мраморной поверхности которой, также вырезаны драконы. Эта дорога раньше считалась настолько священной, что только духи могли пользоваться ею. Императора несли в паланкине слуги, которые шли по обе стороны от священных камней.

Постройки и сады, предназначенные для государственных церемоний и повседневной жизни императорской семьи, оставляют весьма сильное впечатление. Повернув в восточном направлении, можно обнаружить библиотеки и музеи (включая музей произведений искусства разных династий), а также ряд дворцов, павильонов и садов.

Постепенно исчезает тайны, которая окружала императора и его двор еще 100 лет назад. И все же в каждом дворе и у каждой стены слышны отзвуки прошлого. Отпечатки древности лежат на каждом предмете, выставленном на обозрение: на оружии, ювелирных украшениях, императорских одеждах, музыкальных инструментах и подарках, подносившихся императорам правителями со всех концов света.

Чудес в мире гораздо больше, чем нам известно! И одно из таких — Запретный город в Пекине. Это огромнейший дворцовый комплекс, который считается самым большим в мире. Он состоит из множества строений, павильонов, площадей. Всего комплекс насчитывает 9 999 комнат! А площадь занимает более 700 тысяч квадратных метров. Это более чем внушительно, но не удивительно для Китая. Можно сказать, что гигантомания у них в крови, взгляните хотя бы на Великую стену.

Но вернемся к дворцу. Это величайшее сооружение, построенное в начале 15 века, стало по истине произведением искусства. Строительство начиналось по приказу императора Юнлэ (3-го в династии Мин). Он преследовал главную цель — перенести резиденцию, а соответственно, политический центр и столицу Китая из Наньцзина в Пекин. И, надо сказать, ему это более чем удалось. Дальнейшие правители Поднебесной уже вели свою деятельность в этой резиденции.

Вид сверху на Город

Длилось правление в Запретном городе, вплоть до 1911 года, который стал переломным для Китая. В ходе революции была свергнута монархия в угоду демократии.

Уникальность расположения

Уже увидев издали это внушительное зодчество, чувствуешь некую магию архитектуры. Оригинальные строения завлекают смотреть дальше, Лепные фигуры поражают своей пышностью и величием.

Золотые львы

Но особенность Дворцового комплекса не в этом.

Далеко не секрет, что основная философия расположения предметов, влияние сторон света на жизнь человека — это все пришло именно из Китая. У этого народа во всем есть смысл. Чтобы раскрыть и понять его, не хватит всей жизни. Но этим то Поднебесная империя и манит пытливые умы.

Дворец расположен таким образом, чтобы все фасады смотрели на юг. А все потому, что юг является стороной благодати, достатка и процветания.

Во дворец не было свободного доступа. Весь комплекс был разделен на две части. Внутренний дворец был частью обитания личной жизни императора, а внешний — государственной. Во внутреннем дворце располагались залы Небесной чистоты, Земного спокойствия.

Взглянув на фотографии Запретного города, можно увидеть, что большинство зданий выкрашено в яркий цвет. Мало кто знает, но краска эта из-за некогда бывшего названия Пурпурный Запретный город.

Пример украшений в Городе Императора

Самое интересное, что когда пришли маньчжурские завоеватели, они свергли династию Мин, расправились с прежним императором, но к строениям в городе отнеслись весьма почтительно. И даже продолжили активно ухаживать за архитектурой. Благодаря этому дворец не потерял своего величия.

На самом деле, попадая в это место, создается впечатление, что время останавливается и все вкруг замирает. Появляется гармония и спокойствие в душе. Именно в этом месте создается ощущение невесомости, как будто действительно находишься где-то высоко «под небесами».

A. Ворота Умэнь.
Б. Ворота Шэньумэнь.
В. Ворота Сихуамэнь.
Г. Ворота Дунхуамэнь.
Д. Сторожевые башни.
Е. Ворота Тайхэмэнь.
Ж. Павильон Тайхэдянь.
З. Павильон Чжунхэдянь.
И. Павильон Баохэдянь.
К. Флигель Уиндянь.
Л. Флигель Вэньхуадянь.
М. Сад Цынин.
Н. Наньсаньсо.
О. Дворец Цяньцингун.
П. Дворец Цзяотайдянь.
Р. Дворец Куньнингун.
С. Императорский сад.
Т. Павильон Янсиньдянь.
У. Дворец Ниншоугун. Строение и схема Запретного Города

1. Три главных павильона — Чжунхэдянь, Баохэдянь, Тайхэдянь: имеют общий иероглиф, который является своеобразным амулетом и буквально обозначает гармонию и мир. Это самые величественные павильоны показывали всю мощь императора. Но при этом в Китае важно соблюдение органичности во всем. Таким образом, одной из философий является гармоничное существование всех людей и определенное духовное равенство между царем и простым человеком, родителями и детьми, старшими и младшими. Именно для этого и существует также иероглиф на павильонах.

2. Гигантская каменная плита . Этот элемент, возможно, поражает больше всего. Огромная плита украшена великолепными барельефами. Но не они являются загадкой. Дело в том, что плита была доставлена во дворец еще при династии Мин, то есть какой-либо техники в те времена не предполагалось. А вес плиты достигал 300 тонн! Считается, что для ее транспортировки задействовали порядка 16-ти тысяч людей, среди которых были как обычные люди, так и солдаты.

Она расположена сзади одного из главных императорских павильонов — Баохэдянь.

3. Стрела . Между воротами Цянцинмэнь и павильоном Баохэдянь есть площадь, которая разделяла внутреннюю и внешнюю зону владений императора. Подняв голову на транспарант над воротами, можно увидеть стрелу, торчащую оттуда. Это «назидание потомкам» было оставлено правителем династии Цин после крестьянского восстания в 1813-м году. Когда повстанцы с помощью евнухов и других служащих дворца, проникли в Запретный город с целью истребить династию. Один из главарей восстания прицелился и выстрелил в транспарант, в знак своей скорой победы. Надо сказать, что это была очень кровавая картина. Однако восстание было подавлено, предатели казнены, а стрелу оставили, как напоминание будущим поколениям.

4. Чудо-холодильники . Не зря считается, что многие блага цивилизации пришли именно из Поднебесной. Не менее интересным экземпляром Запретного города в Китае считаются и холодильные шкафы, которые располагались во дворце. Эти шкафы охлаждались при помощи льда, запасенного с зимы. Внутри холодильник выложен свинцом, для лучшей герметичности и сохранности продуктов. К тому же конструкция имела отверстия для стока талой воды. Но, конечно, поражает искусство оформления. Кубы были красиво орнаментированы.

5. Гонг . Конечно, мало кто ассоциирует этот инструмент с другой страной. Большой гонг был установлен для оповещения всех о смене караула или о введении чрезвычайного положения.

6. Глазированные фигурки . На всех строениях в комплексе можно увидеть разнообразные керамические фигуры животных. Это не просто украшение. Каждое животное обозначает определенное качество, присущее ему.

7. Мраморная балюстрада с секретом . Когда попадаешь в Запретный Императорский город, невольно обращаешь внимание на шикарную балюстраду из белого мрамора. Она великолепно вписывается в общий «красный» фон построек. Но, как и все в Китае, она имеет свое скрытое предназначение и не является исключительно предметом декора в экстерьере.

Присмотревшись повнимательней, можно заметить, что на балюстраде имеется очень красивая резьба в несколько ярусов и оригинальные столбики по краям ворот. Именно там и прячется главный секрет — сигнальная система.

В каждом столбике есть свой «каменный цветок» с округлой полостью. А в отверстия, которые на первый взгляд могут показаться вымытыми дождями, вкладывалась специальная трубка. Охранник начинал с силой в нее дуть, что приводило шарики в движение и создавало особый приглушенный, но слышимый в каждом уголке города звук. Так сообщалось о пожаре или вторжении, если нельзя или невозможно было воспользоваться гонгом.

Китайский Запретный город — уникальнейшее место. Здесь вы найдете массу тайн и легенд, которые имеют свой смысл. Возможно, это раскроет вас с другой стороны. В Китае все пропитано особым ощущением спокойствия и благоразумия. Побывав в дворцовом комплексе, создается впечатление причастия к чему-то великому, неосязаемому и прекрасному.

Интересное видео о достопримечательностях столицы Китая от китайской девушки-гида (переведено на русский):

Запретный город в Пекине является крупнейшим и самым таинственным дворцовым комплексом мира. Более 500 лет служивший домом 24 императорам Китая, дворец был закрыт для простых граждан. Всех, кто осмелился нарушить это правило, ждала смерть. И не смотря на то, что большая часть комплекса сегодня открыта для посетителей, история Запретного города до сих пор остается загадкой.

Королевский комплекс, сравнимый по размаху с Версальским дворцом во Франции, занимает 72 га и состоит из более чем 800 зданий с 9999 комнат (во дворце Потала в Тибете - 999 комнат), общей площадью 150000 кв.м. Город окружен десятиметровой стеной и рвом с водой, который называется «Золотая вода». Место для строительства выбиралось в соответствии с фэн-шуй: с севера строение окружают горы, вход ориентирован на юг, внутри города протекает река, мягко огибающая дворцы, что по убеждениям фэн-шуй, позволяет накапливать энергию.Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простых смертных эта часть Пекина была недоступна. Запретный город был центром Китайской империи, а в глазах самих китайцев - всего мира. Здесь жили, здесь правили страной вплоть до падения империи в 1911 году властители из династий Мин и Цин.

Существует легенда, что дизайн Запретного города пришел во сне монаху, который нарисовал проекты для князя Чжу Ди в конце XIV века. Став императором Китая, он начал воплощение своей мечты. Чжу Ди построил Запретный город в Пекине и объявил его новой столицей Китая и центром вселенной, откуда божественные императоры могут управлять Поднебесной более эффективно. В то же самое время он развернул второй масштабный проект: даосские храмы и монастыри на горе Уданшань. Запретный город строился 15 лет. Согласно преданию, было задействовано миллион работников, использовано 100 млн. кирпича, 200 млн. плитки и невыразимое количество мрамора. Комплекс был закончен в 1421 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин. С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цин, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты. К XVIII веку город приблизился к зениту своего великолепия.

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. В закрытом дворце жили королевские семьи и прислуга, состоявшая из тысяч евнухов и наложниц. Вход в город без разрешения означал смерть для нарушителя, причем наказание было медленным и болезненным. Несмотря на это, многие любопытные хотели увидеть, что же происходит внутри. Некоторые получили такую возможность в 1644 году. Император Мин жил в роскоши, когда новое налогообложение заставило буквально голодать население. Вспыхнувшее восстание ворвалось в Запретный город. Император династии Мин, как говорят, был в пьяном угаре, когда прибыли повстанцы. Чтобы оградить свой гарем от поругания, он убил всех женщин и отрезал руку своей дочери. Затем повесился, открыв тем самым путь династии Цин. Предание говорит, что на род Цин было наложено проклятие императором – «дом Цин падет от руки женщины». Тем не менее, в 1644 году династия Цин поселилась в Запретном городе и его тайны стали еще более интригующими. Евнухи дворца, которых было около трех тысяч, начали готовить собственные заговоры и вербовали шпионов из наложниц. Об этом существует множество скандальных рассказов, в которых невозможно отличить правду от вымысла, когда описывается Запретный город.

В 1853 году семнадцатилетняя девушка Цыси была доставлена во дворец в качестве наложницы. Со временем она стала самой влиятельной женщиной в истории Китая и многие считают, что она привела к уничтожению не только династии Цин, но и императорского Китая в целом. Цыси нарушила традиции и стала вдовствующей императрицей. Она правила страной пока ее двухлетний племянник Пу-Йи не стал преемником. Пу-Йи был последним владельцем Запретного города в Пекине. В 1912 году в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но ему разрешили остаться во дворце.

Крупный пожар в 1923 году уничтожил склады города. Многие считают, что его подожгли евнухи, чтобы скрыть кражи из королевских сокровищниц. В 1925 году Пу-Йи, последний двадцать четвертый император Китая, покинул Запретный город. А двадцать четыре года спустя комплекс был открыт для общественности.

Главный вход в Запретный город находится с южной стороны через Полуденные ворота. Весь комплекс разделен на Внутренний и Внешний дворцы. Основные помещения Внешнего дворца, где император проводил государственные мероприятия и торжественные церемонии: залы Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. Северную часть, Внутренний дворец, занимали семьи императоров и наложницы. Здесь находятся залы Небесной чистоты, Объединения мира и Земного спокойствия. Их окружают три императорских сада: Долголетия, Доброты и Спокойствия. За ними элегантный Императорский сад с беседками и живописными скальными образованиями. Весь город разделяет восьмикилометровая центральная ось. В центре этой оси находится Трон, символизирующий императорскую власть. Императорский трон во Дворце верховной гармонии, предназначенный для особо торжественных случаев.

В Запретном городе всего 9000 помещений, в которых жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы), а также бесчисленные слуги и евнухи. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири. Главный вход тоже находится на южной стороне. Он называется Вумен (полуденные ворота), здесь император инспектировал свои войска. За воротами - внутренний двор, который пересекает небольшая Золотая речка. Через нее перекинуты пять мраморных мостиков, символизирующих пять добродетелей и ведущих к Воротам высшей гармонии. За ними - еще один большой внутренний двор. Он так велик, что там могут поместиться 20 000 человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города - Дворец высшей гармонии.

В этом дворце по особо торжественным для государства дням восседал на троне император. Под перезвон колоколов его окружали волнами фимиама управляющие, сановники и вельможи.

Дворец, являющийся ныне музеем, содержит около миллиона драгоценных исторических реликвий древних династий Китая и занесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. В Пекине можно посетить Дворец мира и согласия, известный также как монастырь Юнхэгун или храм Ламы. Самый популярный храм Пекина, несомненно, храм Неба – вершина космической четверки Китая: храм Солнца, храм Луны и храм Земли.

Запретный город, видео:

Запретный город находится в центре Пекина. Открыт ежедневно с 08.30 до 17.00, вход стоит 40 юаней зимой и 60 юаней летом.

Почти 500 лет Запретный город был сердцем Китая. В нем жили императоры династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1912). Он расположен к северу от площади Тяньаньмэнь, от которой отделен одноименными воротами, и к востоку от озера Чжуннаньхай, где расположены резиденции современных китайских руководителей, известные также как «Озерный квартал». На каждом из четырех углов стены стоят сторожевые башни, которые видны далеко за пределами Пекина. Попасть в Запретный город можно с помощью прохода в одном из четырех ворот, которые находятся с каждой стороны стены.

Когда император Юнлэ (1360-1424) начал строительство Запретного города в 1406 году, он хотел создать «государство в государстве», «внутреннюю империю», которая бы никак не зависела от Пекина. Это была впечатляющая мощная крепость, ставшая центром власти императора. Здесь он был в полной безопасности от внешних и внутренних врагов, отсюда он мог править своей страной. Никто не имел права входить в город, а войдя, не мог выйти наружу. Город разделялся на две части - Внутренний дворец, предназначенный для императора и его семьи, и Внешний дворец, служивший для церемониальных целей, в котором жили многочисленные слуги и другие жители, не принадлежавшие к императорской фамилии. Это гарантировало самодостаточность города, который даже имел свои рынки и школы.


Внутренний дворец был предназначен исключительно для императора, членов его семьи и высших чиновников страны. Чтобы занять столь высокую должность, чиновник должен был потратить много лет на обучение и сдать тяжелейшие экзамены. Хотя жители Внутреннего дворца могли вести полноценную жизнь - работали магазины, рынки, дети ходили в школы - члены императорской семьи вели исключительно изолированную жизнь. Только император и высшие должностные лица имели постоянную связь с внешним миром. Каждый член семьи императора находился под постоянным наблюдением евнухов и слуг. Естественно, ни о какой личной жизни в таких условиях не могло быть и речи. Император и его родственники имели многочисленные обязательства перед государством и народом, отчего их жизнь была наполнена многочисленными церемониями и была регламентирована древними обычаями и традициями. Этот уклад существовал в течение многих столетий, пока в 1912 году в Китае не была ликвидирована монархия.


После Синьхайской революции 1912 года Запретный город утратил свою функцию политического центра страны. Последний китайский император Пу И, которому было всего 6 лет, потерял власть и должен был остаться в стенах города. В 1924 году новое правительство Китая выслало Пу И из столицы и превратило Запретный город в музей. Сегодня самое распространенное в Китае название города - «Гугун» - бывший дворец.


После падения монархии для Запретного города настали смутные времена. Во время гражданской и Второй Мировой войн было украдено или уничтожено множество артефактов и произведений искусства. Многие предметы были перевезены на Тайвань, где были выставлены в созданном специального для этого Музее Императорского Дворца в Тайбэе. Также пострадали стены и постройки Запретного города, которые становились мишенями для повстанцев и японской армии. Однако наибольший ущерб городу был нанесен в годы культурной революции, и лишь усилия премьера КНР Чжоу Энлая, организовавшего оборону Запретного города от Красной гвардии, спасли этот уникальный комплекс от полного разграбления. Лишь после смерти Мао Цзедуна в 1976 году для этого исторического памятника настали спокойные времена и началось его полноценное функционирование в качестве музея для китайского народа и гостей Пекина.


На Западе Запретный город получил широкую известность после выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император», основанном на биографии Пу И. Бертолуччи стал первым западным режиссером, которому было разрешено проводить съемки на территории комплекса. Фильм отлично показал внутреннее устройство и быт Запретного города, а также стал символом значительного потепления отношений между Китаем и западным миром.


Примечательно, что несмотря на то, что Запретный город открыт для посетителей, туристов не допускают во внутренние помещения зданий. Их размеры, как, например, размеры Зала Высшей Гармонии, слишком малы, чтоб вместить в себя желающих. Поэтому китайские власти решили оставить двери и окна зданий открытыми, так что любой желающий может заглянуть внутрь и насладиться красотой убранства и мебели.


Запретный город, безусловно, заслуживает того, чтоб называться одним из самых прекрасных мест Китая. Здесь все дышит стариной, богатой историей, которую вы сможете ощутить сразу, как только вы ступите на его территорию. Архитектура ошеломляет и впечатляет, а роспись дворцов и залов красочна и подробна. Это место обязательно для посещения всеми, кто интересуется китайской историей и ценит подлинную древнюю красоту.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png