Авиация - стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других - знание языка.

Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.

Работа в аэропорте - это просто красиво

Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.

Профессии в гражданской и военной авиации

Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.

К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.

Работа в небе

1. Пилот гражданской авиации

Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.

Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.

Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.

2. Летчик военной авиации

Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.

Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков.

3. Летчик-испытатель

Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.

«Лётчик-испытатель постоянно "не помнит", что может не вернуться из полёта - Он "знает это". В ином случае работать качественно не смог бы» .

Заслуженный лётчик-испытатель РФ  С. Н. Тресвятский

Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.

4. Бортпроводник

В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком.

Стать стюардессой мечтают тысячи девушек, но требования к ним очень строги

Работа бортпроводника - встретить пассажиров, помочь им разместиться в салоне, заботиться о них во время полета и проводить после его окончания. Стюардессы должны уметь сразу заметить опасную ситуацию и организовать слаженные действия пассажиров. Также в их обязанностях - оказание первой помощи при необходимости. Почитайте истории о приеме родов во время полета, чтобы понять, о чем идет речь. Зарплата бортпроводника начинается от 40 тысяч рублей в месяц. Опытные стюардессы получают в 2-3 раза больше.

5. Бортинженер

Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.

Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.

Работа на земле, связанная с небом

1. Диспетчер аэропорта

Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.

Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв.

Опытный авиадиспетчер может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно

2. Авиаконструктор

Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.

Разработки для гражданской и военной авиации не сильно отличаются друг от друга. Потому скорее всего авиаконструктор столкнется с военной тайной. Согласно статистике портала trud.com, большинство вакансий для авиаконструкторов находятся в Москве, а зарплата специалистов колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч рублей.

3. Персонал аэропорта

В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.

Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.

Согласно информации на сайте Домодедовского аэропорта, для трудоустройства в аэропорт не обязателен опыт работы, и на некоторые специальности, например инженера хозяйственного обслуживания территории, можно устроиться сразу после окончания школы - всему необходимому вас обучат на месте.

Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.

Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища

Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!

Хочу летать

Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.

Специальность Ссузы
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов

Краснокутское летное училище гражданской авиации;
Сасовское летное училище гражданской авиации;
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского;
Бугуруслансское летное училище им. героя Советского Союза П.Ф. Еромасова.

25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар);
ВА МТО им. А.В. Хрулева

Пилотов с высшим образованием выпускает всего пара-тройка авиационных университетов по всей стране.

Как стать бортпроводником? Это вообще можно сделать после 11-ти классов школы. Обучение на стюардессу или стюарда — это короткие курсы на базе авиакомпании или учебного центра аэропорта. Лучшие варианты — Аэрофлот, Внуково, Домодедово и Школа бортпроводника Airschool.

Хочу создавать летательные аппараты

Авиаконструкторов всех возможных профилей готовит главный авиационный университет страны - МАИ. Но это не единственное место, где можно получить нужное образование.

Специальность Вуз Профессия
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮурГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ОмГТУ
Инженер стартовых комплексов, специалист по IT-системам, инженер-конструктор ракетных комплексов, космонавт
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика МАИ,
ТГУ
Инженер по навигации, инженер по управлению воздушным движением, инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
24.03.04 Авиастроение МАИ,
КАИ,
УлГУ,
УГАТУ, Университет Дубна
Авиадиспетчер, авиационный инженер, авиационный техник, военный лётчик, инженер-аэродинамик
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов МАИ,
КАИ,
РГАТУ им. П.А. Соловьева,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УГАТУ
Инженер по авиационным двигателям, инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов, инженер-механик по двигателям летательных аппаратов
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮУрГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, ОмГТУ
Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники, инженер-конструктор крылатых ракет, инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов, инженер-проектировщик наноспутников
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей МГТУ им. Баумана,
МАИ,
КАИ,
ЮурГУ,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, РГАТУ им. П.А. Соловьева, УГАТУ,
ОмГТУ
Инженер-конструктор, инженер жидкостных и ракетных двигателей, инженер-летательных аппаратов, инженер-программист, специалист по IT-системам
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение МАИ,
НГТУ им. Р.Е.Алексеева, КАИ,
ЮФУ
Авиаконструктор, авиационный инженер, инженер-исследователь в области авиастроения, инженер-механик, специалист по сертификации авиационной техники

Хочу управлять полетами

Если ваша мечта - работа в аэропорте, то выбор профессий огромен. Например, есть профили, которые готовят профессиональных управленцев для авиации.

Специальность Вуз Профессия
24.03.02 Системы управления движением и навигация ИТМО,
МАИ,
ГУАП,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева
Инженер по управлению воздушным движением, специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инженер по навигации, специалист по навигационному оборудованию, специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники МГТУ им. Баумана Авиационный инженер, авиаконструктор, слесарь-сборщик авиационных приборов, авиадиспетчер, авиационный техник
25.03.03 Аэронавигация МГТУГА, СпбГУГА Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия, менеджер по авиаперевозкам, инспектор по авиационной безопасности
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов СПбГУГА Инженер по безопасности транспортной сети, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, инспектор по авиационной безопасности, специалист по сервису на транспорте

Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования

Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.

Как познакомиться с профессией ближе?

Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.

1. Виртуальные симуляторы и видеоигры
Приобщиться к работе пилота можно на примере симуляторов полета. Самые популярные видеоигры - серия Microsoft Flight Simulator для будущих пилотов гражданской авиации. Военная авиация представлена в IL-2 Sturmovik и Digital Combat Simulator .

2. Фильмы
Фильмов про авиацию снято превеликое множество. Советскому кинематографу есть, что рассказать о героях Великой отечественной войны: “В бой идут одни старики”, “Ключи от неба”, “Повесть о настоящем человеке”. Современные картины о сложностях профессии пилота - “Экипаж”, “Чудо на Гудзоне”, “Призрак”.

Кадр из фильма “Чудо на Гудзоне”. В главной роли Том Хэнкс.

3. Книги
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна. Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.

4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.

Инструкция

Прежде чем обращаться к сотрудникам кадровой службы аэропорта, ознакомьтесь со списком вакансий, который обычно можно найти на доске объявлений в приемной отдела кадров. Возьмите у работника отдела кадров бланк и заполните анкету. В анкете укажите:
- название вакансии;
- опыт работы в аналогичной или смежной должности;
- уровень , владения языками и ПК;
- паспортные данные;
- сведения о родителях.
Если у вас средний или высокий уровень владения языками, то вам могут предложить заполнить и вторую анкету, составленную на , которым вы владеете.

Возьмите заполненную вами анкету и обратитесь к сотруднику кадровой службы с просьбой о ее рассмотрении. Обычно анкеты соискателя на должность в аэропорт рассматриваются незамедлительно, в присутствии кандидата. Если вы указали, что у вас хороший уровень владения каким-либо иностранным языком, первичное собеседование может проходить именно на этом языке.

Если работник отдела кадров заинтересовался вами как потенциальным сотрудником, он направит вас на собеседование с начальником того отдела, куда вы планируете устроиться на работу (например, в диспетчерскую службу, службу охраны и пр.).

Перед тем как идти на второй тур собеседования, ознакомьтесь с правилами, условиями и спецификой работы в данном аэропорту. Для этого побеседуйте в частном порядке с сотрудниками отдела, где вы собираетесь работать. Оцените все «плюсы» и «минусы» должности, на которую рассчитываете.

Будьте готовы к тому, что ваш будущий начальник будет задавать вам вопросы, не связанные с анкетными данными. Особенно хорошо подготовьтесь к ответам на вопросы, касающиеся предыдущих мест работы и причин увольнения.

Если руководителю понравились ваши ответы, и он согласен принять вас на работу, пройдите медицинское освидетельствование в медслужбе аэропорта и сдайте тест по иностранному языку (если это необходимо). Если результаты обследования и языкового теста положительные, то отправляйтесь в отдел кадров аэропорта, где представьте анкету, подписанную начальником, свидетельство о состоянии здоровья и аттестационный лист. Сотрудник отдела кадров незамедлительно зачислит вас в штат.

Найти вакансии в аэропорту «Домодедово» можно с помощью интернет порталов о трудоустройстве, газет и журналов, а также с помощью собственной инициативы. Ниже приведены лишь несколько способов, благодаря которым, вы сможете получить заветную должность в аэропорту «Домодедово».

Инструкция

Интернет. На таких порталах, как rabota.ru, superjob.ru, headhunter.ru есть специальный раздел вакансий в отрасли «транспорт» для соискателей. Здесь вы сможете выбрать - «авиатранспорт», и посмотреть, какие предложения есть в «Домодедово». Чаще всего требуются инженеры, технические специалисты, . Подумайте, какую бы вы вакансию хотели занять - может, продавец- или диспетчер? В этом случае, вам следует ввести в поисковую строку по вакансиям желаемую должность, например, продавец-консультант duty free. Затем сделайте выборку, обозначив «Домодедово», и вам уже откроется несколько или одна позиция. Также зайдите на официальный сайт аэропорта «Домодедово». В разделе «вакансии» вы сможете найти для себя что-нибудь подходящее.

Печатные СМИ. Если на улице вам предложат газету «Работа&Учеба», то следует ее внимательно изучить, так как данная газета по трудоустройству, раздаваемая бесплатно, содержит вакансии в аэропортах. Данные вакансии могут быть не выделены в отдельный раздел, поэтому лучше искать по должностям. Например, если вы желаете работать водителем на летном поле, значит, вам необходимо открыть раздел «логистика, перевозки, транспорт». В киосках достаточно много продается различных печатных изданий по трудоустройству, поэтому вам продавец сам предложит наиболее актуальные газеты.

Работница московского аэропорта Шереметьево анонимно рассказала о наркотрафике, террористах и о других вещах, которые происходят в аэропортах каждый год.

О том, кто работает в аэропорту

В аэропорту работают разные специалисты: те, кто регистрирует вас на рейс, водители, грузчики, спецконтроль, который вас досматривает, таможенники, которые контролируют пересечение границы, фээсбэшники, которые предотвращают теракты и ловят нелегальных мигрантов, пытающихся из России улететь в европейские страны. Есть, например, специалисты по визам. Им можно задать любой вопрос: «Мне нужно в Папуа - Новую Гвинею, с какой визой я могу туда ехать?» - и они ответят.

Кстати, все думают, что визу проверяют на паспортном контроле. На самом деле это не так. Это входит в обязанности девочки, которая регистрирует вас на рейс. А визы бывают мудрёные, виза может быть действительной полгода и многократной, но человеку в стране можно провести, например, четыре дня. И если человека не впустили в страну из-за визы, его депортируют за счёт авиакомпании, а расходы снимают именно с девочки на регистрации.

Есть у нас, например, медпункт. Но он расположен в общей зоне. И если кому-то стало плохо в duty free, то медик не может просто прийти на контроль и сказать: «Ребят, там кому-то плохо, можно мы пройдём?» Их вместе со всеми очень тщательно проверяют, при этом у них же с собой банки-склянки, которые проверить сложнее. Это может занять часа полтора-два. Безопасность полёта прежде всего. Это косяк Шереметьева. Медпункт должен быть в каждом терминале, но они экономят на всём, поэтому во многих терминалах есть дверь со знаком медпункта, но там никто не сидит.

О главных сотрудниках

У нас есть сервис, который обслуживает ВИП-клиентов. Если ты ВИП-клиент, это значит, что у тебя будет отдельный зал ожидания, тебя проведут в самолёт ещё до того, как откроется посадка, на паспортном контроле тебе тоже не нужно будет стоять в очередях. Заказать такое может, в общем, любой желающий, если хочет шикануть. Этим обычно интересуются футбольные команды, какие-нибудь эстрадные звёзды вроде Галкина, Пугачёвой, Киркорова, а вот блэк-стар Тимати не платит за какое-то особое обслуживание, стоит вместе со всеми в очередях. У депутатов и дипломатов есть свой отдельный центр «Зал официальных лиц и делегаций», их обслуживают только там.

Самыми главными работниками аэропорта считают себя таможенники. Бывает, приходит молодой парень туда работать, смотришь - через год уже на «лексусе» ездит. Но по-настоящему главные, конечно, сотрудники ФСБ. Ребята они, в общем, хорошие. Только очень серьёзные. У них есть огромные скидки в duty free, под Новый год магазин просто вычищается, все блатные закупаются по полной. Но надо отдать им должное: если попросишь у них карточку на скидку - они и тебе её дадут. Хотя ты - скромный работник, который регистрирует рейсы.

Мы обслуживаем не только крупные авиакомпании. Частные самолёты тоже могут у нас остановиться. Бывает, самолёт летел-летел, что-то произошло, возникли какие-то проблемы на борту - он запрашивает посадку. Как-то к нам прилетел неопознанный объект откуда-то из Средней Азии, мне пришлось с фээсбэшниками ехать к самолёту, проверять, что они везут. Фээсбэшники шутили: «Представь, сейчас дверь откроется, а там террористы». Была ночь, страшно. Мы открыли двери, а там как будто багажное отделение, много грузов и люди кое-как разместившиеся, укутанные в одеяла, чтобы не замёрзнуть. По-русски они практически не говорили, самолёт летел откуда-то из Средней Азии. В общем, я так и не знаю, что это были за люди и что случилось с их самолётом. Но, судя по всему, не террористы.

О шутках

О террористах у нас обычно не шутят. Особенно после взрыва в Домодедове. Нам тогда было очень страшно, все думали, что будет целая серия терактов. Контроль в аэропорту после этого действительно усилили. Раньше всех свободно пускали в общую зону, дядечки-охранники просто спрашивали: «Что у вас? Большой чемодан? Ну ладно, проходите, там же нет ничего запрещённого?»

Шутить на тему «я вам там бомбу подложил» или «я вас всех взорву» не надо. Любой сотрудник имеет право и даже обязан вызвать в таком случае полицию, и она вас тщательно досмотрит. А досмотр может занять много времени - есть риск опоздать на самолёт. Прецеденты были.

О наркотрафике

Как ФСБ борется с террористами мы, конечно, не знаем: им нельзя об этом рассказывать. Но бывало, что приходишь на работу, а у тебя такая маленькая бумажечка лежит под стойкой регистрации - там написаны имя, фамилия, «предположительно прилетит из Египта» в каких-то этих числах. И ты понимаешь, что это значит. Это имя, которое состоит из шести слов, запоминаешь сразу. Это значит, что если в таких-то числах из Египта прилетит этот человек, то надо быть особенно внимательной при проверке паспортов и сразу сообщить куда следует.

Но я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы такой человек действительно прилетел. Даже не представляю, что бы я делала: открываешь паспорт - а это он! И думаешь: сейчас он что-то будет взрывать или потом?

Мы сталкиваемся только с наркоторговцами и нелегальными мигрантами. Однажды я сидела в зоне транзита, она находится в зоне duty free, то есть человек уже прошёл весь предполётный досмотр, вот уже, садись и улетай. К окошку подбежал дядечка, схватившись за живот, и сказал: «Ребята, у меня в желудке героин, порвался пакетик, я сейчас умру. Пожалуйста, вызовите кого-нибудь».

О нелегальных мигрантах

Нелегальные мигранты часто пытаются улететь из Москвы куда-нибудь, их ловят фээсбэшники. Меня однажды сотрудник подзывает, чтобы я ему перевела слова чернокожего пассажира. Сотрудник показывает мне фотографию в паспорте иностранца и спрашивает: «Похож?» Сначала кажется, что похож, потом начинаю приглядываться - вроде не он. На фотографии уши гораздо меньше, чем в жизни. Он стал возмущаться «Ничего не знаю, я гражданин Нидерландов! Я прилетал к друзьям, пустите меня в Амстердам!» Потом вообще перешёл в наступление: «У нас, у чернокожих, уши растут всю жизнь, что вы ко мне прицепились? Это всё потому, что я чёрный? Я вас засужу!» Но, может, в Америке кого-то и испугало бы обвинение в расизме, но не в России.

Уже потом, когда он понял, что его поймали, он признался, что из Кении, работал в России стриптизёром и мечтал улететь в поисках лучшей жизни в Нидерланды. ФСБ ведёт таких из самой зоны прилёта, они замечают, кто ведёт себя как-то неестественно, следят за ним и уже после того, как он прошёл паспортный контроль, то есть пересёк границу и есть факт нарушения закона, они преступника ловят. Тот парень очень просил не отправлять его обратно в Кению, потому что там плохо. Но его отправят.

У нас в Шереметьеве одно время жили люди. Никто не знает, как они туда попали, они там появились задолго до того, как я пришла на работу: семья чернокожих и индус. Они спали на картонках, мылись в туалетах. Я не знаю, что с ними произошло на самом деле, но по легенде они съели паспорта, чтобы не лететь к себе домой. То есть было не понятно, гражданами какой страны они являются, куда их депортировать и что с ними делать. Но потом из аэропорта они пропали.

Хотя иногда проблемы с паспортом происходят случайно. Никогда не забуду, как к нам на матч «Челси - Манчестер Юнайтед» прилетели английские фанаты. Мне было ну очень жаль дядечку, который приехал с ребёнком, а на паспортном контроле ребёнок берёт паспорт и рвёт на две части. Папа и сын остались с нами в транзитном офисе смотреть футбол по телевизору. Когда «Челси» проиграли, он расстроился окончательно.

Аэропорты окружены ореолом романтики. Путешествия, перемены, приключения – эти слова неизменно связаны с авиаперелетами. Потенциальная опасность профессий, связанных с управлением и обслуживанием самолетов, не отпугивает желающих стать частью мечты, знакомой с детства. Гражданская авиация пестрит вакансиями на любой вкус, так что если вы готовы занять свое место в чертоге небесной флотилии – остается только выбирать.

Профессии “В небе”

Пилот

Определяющая и самая «героическая» в отрасли профессия. Управление летательными аппаратами попадает в категорию «техническая эксплуатация», и пилоту достаточно среднего специального образования, которое получают в летных училищах или школах частных пилотов.

Обязательные условия:

  1. Подтверждение среднего специального или высшего образования;
  2. Пройденная врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК);
  3. Знание английского языка.

Размер вознаграждения за услуги пилота на рекрутинговых сайтах чаще указывается как “договорной”. Сумма варьируется от 60 000 до 400 000 рублей в месяц.

Заработная плата зависит от того, в каком направлении, на каком воздушном судне совершается рейс и на какую компанию пилот работает. Как в государственных, так и частных авиакомпаниях, существует своя система тарифов оплаты труда сотрудников, включая премии, льготы, предоставление питания на рабочем месте и жилья.

Новички в гражданской авиации, за неимением достаточного опыта, управляют небольшими пассажирскими и грузовыми воздушными судами в пределах Российской Федерации. С накоплением стажа пилот постепенно осваивает новые виды техники, полеты на дальние расстояния и международные рейсы. В этом случае размер вознаграждения растет в три-пять раз.

Бортпроводник

Стюардессой мечтала стать добрая половина девчонок нашей страны. Немудрено, ведь набор в сферу обслуживания на борту самолета больше похож на кастинг для показа мод. Помимо приятной внешности кандидаткам и кандидатам на эту вакансию необходимо крепкое здоровье (пройти ВЛЭК), стальные нервы, знание английского языка и наличие документа об обучении.

Бортпроводники обязаны предоставить работодателю свидетельство, которое можно получить после обучения в колледже (училище, университете), либо во время обучения при поступлении на работу в авиакомпанию. При государственных авиакомпаниях работают учебные центры, которые в краткие сроки обучают будущих бортпроводников всем необходимым навыкам: сервис, оказание медицинской помощи, техника безопасности, действия в аварийных ситуациях.

Заработная плата бортпроводника, как и пилота, растет со стажем и навыками работника. Факторы, определяющие размер вознаграждения: размер авиакомпании, уровень владения иностранными языками, маршруты полетов, опыт работы. В начале карьеры бортпроводники 3 класса (низшая ступень) могут рассчитывать на зарплату в размере от 40 000 рублей в месяц. Старшие бортпроводники на международных рейсах в крупных авиакомпаниях получают в три-пять раз больше (до 200 000 рублей ).

Льготы и привилегии

Вышеперечисленные профессии имеют право на особый расширенный соц. пакет. Он определяется законодательством с одной стороны, и политикой авиакомпании-нанимателя – с другой.

  • Особая программа здравоохранения;
  • пенсионный возраст для женщин – 45 лет, для мужчин – 55 лет;
  • 36 дополнительных дней оплачиваемого отпуска;
  • помощь или полная компенсация при съеме жилья рядом с местом работы;
  • питание на рабочем месте;
  • регулярное обучение за счет компании;
  • льготные программы кредитования в банках;
  • обеспечение местами в детских садах и летних лагерях детей сотрудников.

Профессии “На земле”

Авиадиспетчер

Постоянно находиться на связи с экипажем и отвечать за порядок движения самолетов и вертолетов – обязанность авиадиспетчеров. Это одна из наиболее опасных профессий, так как она напрямую связана с ответственностью за жизнь пассажиров и команды на борту.

Существует функциональная классификация этой категории работников, среди которых — диспетчеры АДП, руления, старта и посадки, круга, подхода, районного центра. Каждый из них имеет свою зону ответственности, но обязан работать с командой своего аэропорта, а также быть на связи с аэропортами других городов и стран.

Стрессоустойчивость и внимательность для авиадиспетчера – это обязательные условия, а не «слова-наполнители» для резюме. Помимо этих определяющих качеств необходимо иметь среднее специальное или высшее образование по профилю «управление движением воздушного транспорта», а также пройти ВЛЭК.

Средняя зарплата авиадиспетчеров в России – от 90 000 до 300 000 рублей в месяц. Они так же, как и пилоты, могут раньше уйти на пенсию (женщины – в 45, мужчины – в 55 лет) и претендовать на особые условия медицинского обслуживания и социальные гарантии.

Сотрудник службы безопасности

Первые работники аэропорта, которых путешественники встречают на своем пути: сотрудники досмотра багажа и пассажиров, а также служба паспортного контроля. Подготовка специалиста длится 3 месяца, как правило, она идет параллельно с работой и оплачивается.

Работники службы досмотра получают от 25 000 до 40 000, работники паспортного контроля – от 40 000 в месяц. С расширением полномочий и повышением уровня ответственности, например, при росте до сотрудника таможенного контроля, заработная плата составит уже более 40 000 рублей.

Требованиями для работников этих отделов остаются стрессоустойчивость и внимательность, знание правил аэровокзала и базового законодательства.

Обслуживающий персонал

Аэропорт – сложный организм, которому для нормальной работы необходимы все виды услуг. Достаточно быть физически здоровым и иметь среднее образование, чтобы занять вакансию:

  • грузчика, от 25 000 р;
  • мойщика для обслуживания воздушных судов, от 35 000 р;
  • уборщика, от 20 000 р;
  • заправщика, от 25 000 р;
  • упаковщика багажа, от 20 000 р;
  • вахтера в камере хранения, от 20 000 р.

На территории аэровокзала обязательно наличие медпункта и дежурной бригады скорой помощи, поэтому люди с медицинским образованием и опытом работы по профессии могут претендовать на вакансии врача общей практики, нарколога, врача скорой помощи (до 40 000 р) или медсестры (до 25 000 р).

В здании аэропорта есть своя кухня, на которой готовится и комплектуется горячее и холодное питание для пассажирских рейсов. Здесь применение способностям найдут повара, кондитеры (ЗП в среднем 35 000 р), упаковщики комплексных обедов (до 30 000 р).

Где искать работу?

Вакансии рабочих специальностей, связанных с обслуживанием, размещаются на официальных сайтах аэропортов. «Полетные» вакансии привязаны к компаниям-перевозчикам. От выбора авиакомпании зависит размер заработной платы специалистов, поэтому стоит уделить пристальное внимание лидерам отрасли: компании Аэрофлот, ее дочерней компании Россия, S7, UTair.

Практически у всех самолеты и аэропорт ассоциируются с романтикой и интересными путешествиями. Безусловно, трудоустроиться в аэропорту мечтают многие, ведь это возможность построить себе хорошую карьеру. Выясним, как начать работать в воздушной гавани, а также варианты вакансий, которые открываются перед молодыми специалистами.

Сотрудники службы охраны

Перед тем как устраиваться, нужно определиться с вакансией. Для одних требуется высшее образование, а для других – нет. Кроме образования, для серьезной должности не помешает стаж работы, а также дополнительные знания. К примеру, знание английского языка хотя бы на разговорном уровне необходимо для тех, кто регистрирует пассажиров, а также для работников пункта валют и персонала ресторана. Дополнительным преимуществом будет знание других языков, особенно азиатских.

Перед тем как поступить в штат сотрудников, нужно пройти специальное обучение или курсы. Далее кандидатов ожидает испытательный срок, который зачастую составляет не менее одного месяца. Если молодой работник покажет себя с лучшей стороны, то его принимают на работу. Нужно понимать, что работа в аэропорту – это не только интересно, а и очень ответственно.

Вам необходимо не только вовремя приходить на работу и выполнять свои непосредственные обязанности, но и порой работать сверх нормы, без дополнительного гонорара. Также нужно быть готовым к ночным сменам, сложному графику, конфликтам, которые нередко возникают в аэропорту, и т. п. Зачастую аэропорт находится далеко от города, поэтому надо быть готовым к тому, что на работу придется долго добираться. Далеко не все авиаузлы обладают транспортом, который развозит персонал по домам.

Найти подходящую вакансию можно на официальном сайте того или иного аэропорта . Как правило, менеджеры по персоналу публикуют на своем ресурсе горячие вакансии. Требования ко всем четко расписаны, поэтому вы сразу поймете, подходит ли вам предложение. После этого вам нужно связаться с менеджером либо отправить на электронный адрес свое резюме. Если вы заинтересуете представителя компании, то он назначит вам собеседование. На собеседовании зачастую задают следующие вопросы об:

  • образовании;
  • опыте работы;
  • навыках и умениях по конкретной должности;
  • общие вопросы, чтобы понять, разбираетесь ли вы в сфере, в которой планируете работать.
  • возможно также, что спросят: чем вас привлекает работа в аэропорту?

Далее у вас могут попросить распечатанный вариант резюме . Если все в порядке, вам предложат пройти подготовительные курсы и испытательный срок. При успешном прохождении вы станете работником аэропорта.

Молодежь осваивает профессию работника ВПП

Кто работает в аэропорту: профессии

Те, кто желают работать в воздушных воротах, часто задаются вопросом: кем можно работать в аэропорту? Как мы говорили, все зависит от образования. Увы, без высшего образования вас не возьмут на престижную должность. Перед теми, кто не имеет высшего, открываются исключительно такие вакансии:

  • Грузчики. Они занимаются разгрузкой багажа. Для того чтобы поступить на эту работу, нужно быть молодым, сильным и желательно спортивным. Берут на эту должность только мужчин.
  • Уборщицы. Обычно эту работу выбирают женщины, причем немолодого возраста. В их обязанности входит уборка всего комплекса.
  • Мойщики. Они, в отличие от уборщиц, моют только салоны самолетов и их наружную часть. Мытье пола в их обязанности не входит.
  • Заправщики. Это также вариант для мужчин. Заправщики непосредственно заправляют воздушные судна горючим. Надо сказать, что это довольно ответственная работа, поэтому абы кого на нее не берут.

Если говорить о том, кем можно работать девушке в аэропорту, причем без образования, то это, конечно, работа продавцом. Зачастую в аэропортах огромное количество магазинов, куда требуются ответственные работники. Достаточно иметь полное среднее образование и пройти курсы для получения данной должности . Однако продавцом в аптеку без соответствующего образования не возьмут. Только людей, окончивших медицинское училище, берут на такую работу.

Если у вас имеется высшее медицинское образование, вы также можете претендовать на должность медика в санитарную часть аэропорта. Тем, кто имеет среднее медицинское образование, разрешается мыть полы в санчасти, подготавливать растворы и инструменты для врачей.

Подробнее о вакансиях

Мы рассмотрели далеко не весь список профессий в аэропорту. Все знают, что в аэропортах есть кафе и рестораны. Именно поэтому для данных заведений всегда требуются порядочные сотрудники. Перед работниками открывается целый список вакансий:

  • повар;
  • кондитер;
  • мойщик посуды;
  • официант;
  • бармен;
  • пекарь.

Повар в ресторане обычно не занимается выпечкой, поэтому для этого есть отдельные сотрудники. Повара готовят горячие блюда, салаты, десерты и т. п. Практически все эти вакансии требуют среднего специального образования. Лишь официантом, барменом и мойщиком можно стать, окончив только школу. Вакансии, связанные с военной службой, имеют главное место в аэропорту. Речь идет о таких профессиях:

  • охранник;
  • контроллер;
  • работник по проверке документов;
  • работник, который досматривает багаж и т. п.

Также в аэропорту всегда требуются менеджеры, кассиры, прорабы, визуализаторы, планировщики, кабельщики-спайщики, мастера по газодымозащите и т. п.

Плюсы и минусы работы в аэропорту

Безусловно, работа в воздушной гавани имеет массу преимуществ. Однако все зависит от конкретной должности. Конечно, уборщицей мало кто желает работать, но заработная плата такого работника в аэропорту несколько выше, чем в любом другом заведении. В среднем уборщицы там получают 13-15 тыс. рублей . Данный вариант подходит для женщин, которые давно на пенсии. В целом, достоинства трудоустройства в аэропорту такие:

  • оплачиваемые больничные и отпускные;
  • стабильная работа;
  • конкурентная заработная плата;
  • дружный и большой коллектив;
  • возможность найти хороших друзей, а также спутника жизни;
  • льготные кредитные программы;
  • карьерный рост;
  • частые премии.

Минусы такие:

  • длительный рабочий день;
  • ночные смены;
  • возможные конфликтные ситуации;
  • огромная ответственность (особенно у тех, кто проверяет багаж, и регистрирует пассажиров);
  • отдаленность от дома, так как аэропорты зачастую находятся далеко от центра города;
  • угроза жизни, поскольку в аэропортах могут быть теракты.

Для того чтобы стать работником авиаузла, нужно не только иметь соответствующие знания, желание и диплом, но и обладать такими качествами, как доброжелательность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, сдержанность и ответственность. Только тот работник, который соответствует всем этим параметрам, может добиться высоких результатов и получать высокую заработную плату.

Если вы уверены в своих силах, у вас всегда есть возможность откликнуться на ту или иную вакансию, и ожидать решения работника по персоналу. Не стоит переживать, если вас не взяли на желаемую должность. Постарайтесь хоть кем-то устроиться в аэропорту, а также выполняйте свои обязанности на совесть. Тогда вполне возможно, что вас заметят и пригласят на желаемый пост.

Вконтакте

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png