Достаточно даже сегодня посмотреть на Европу, как мы заметим укрепленные феодальные замки, находящиеся подчас в развалинах, а иногда и в полной сохранности или в состоянии реконструкции, проводимой группами энтузиастов и молодежи. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты замками. Во Франции насчитывается около 600 замков (а было их свыше б000!): одни из них – подобно замку Пьерфон (к северу от Парижа) или же замку О’Кенигсбург (в Эльзасе) – полностью восстановлены, от других же – таких, как замок Меен-сюр-Иевр около Буржа или башня Монлери – остались лишь руины. В свою очередь, Испания сохранила свыше 2000 замков, из которых 250 находятся в полной целости и сохранности.

Все эти замки (и доспехи средневековых рыцарей!) строго индивидуальны и непохожи один на другой: каждая страна породила свой собственный стиль, который свойствен только ее постройкам. Еще они отличаются друг от друга статусом их сеньоров: король, принц или простой мелкопоместный барон, вроде того пикардийского феодала по имени Робер де Клари, который владел феодом размером всего в шесть гектаров. Они различаются и выбором места постройки, стоят ли они в горах (замки Тарасп или Сион в Швейцарии), на берегу моря (например, замок Карнарвон в Уэльсе), по берегам рек (замок Мариенбург в Польше) или же на открытом поле (замок Сальс в провинции Руссийон). Даже то, находятся ли они во влажном или умеренном климате, благоприятствующем произрастанию лесов, как это имеет место в случае с Куси, или же на границе каменистой пустыни, подобно Крак де Шевалье в Сирии, влияло на их архитектуру и внешний вид.



Замок рыцарей-крестоносцев – легендарный Крак де Шевалье.

Однако в любом случае укрепленные феодальные замки восхищают нас своей поразительной мощью независимо от того, в хорошем ли они состоянии или сильно разрушены неумолимым временем за восемь или девять веков своего существования. И тот бесцеремонный землевладелец, которому захотелось убрать груду обломков, наваленных посреди его поля, хорошо знает, каких трудов ему это стоило, а ведь техника сейчас совсем не та, что была тогда, и… сколько же тогда труда стоило все эти камни на него доставить?!

Опять-таки хотя все замки и выглядят по-разному, реально разница между ними существовала, прежде всего, из-за их назначения. Одно дело замок – жилище для сеньора, и совсем другое – замок, принадлежащий какому-нибудь духовно-рыцарскому ордену или тому же королю, пожелавшему его строительством закрепить свою власть. Это и иные масштабы строительства, и подчас быстрота, с которой эти замки возводились, и – едва ли не самое важное для обороны замка от неприятеля кем бы он ни был – это содержащийся в нем гарнизон.

Ну, а для местных жителей, обитавших в селениях поблизости от замка, он был и убежищем, и гарантом безопасности, и источником доходов. К тому же именно замок являлся в тогдашней серой и обыденной жизни источником всех наиболее интересных новостей, а, значит, и сплетен, и пересудов. Хотя нам известно о многочисленных крестьянских восстаниях, имевших место в средние века, есть множество других примеров, из которых явствует, что во многих случаях и крестьяне, обитавшие вокруг замков, и их сеньоры, жившие внутри замковых стен, составляли как бы одно целое и даже, случалось, и действовали сообща!

Да, но как все-таки строились эти каменные твердыни, которые даже и сегодня восхищают нас своими размерами и прочностью стен? Неужели и здесь не обошлось без космических пришельцев, которым так упорно сегодня некоторые приписывают авторство египетских пирамид? Конечно, нет! Все было гораздо проще и сложнее. Например, феодал не мог привлечь к строительству замка своих крепостных. Даже если ему этого и очень хотелось. Барщина – то есть трудовая повинность в пользу владельца или владельцев замка была неизменная и ограничена местными обычаями: крестьян можно было, допустим, заставить вычистить замковый ров или перетащить на строительство бревна из леса, но и не более того.

Получается, что замки строили свободные люди, имевшие право свободного передвижения по стране и было их при этом немало. Да-да, это были люди свободные, ремесленники, которым за работу следовало регулярно платить, а сельская барщина оставалась лишь неким подспорьем для феодала, но и не более того. Ведь ясно, что работа с камнем требовала настоящих знатоков своего дела, и откуда им было взяться у крестьян? Ну, а если феодалу хотелось, чтобы работа шла быстро, то кроме каменщиков приходилось нанимать еще и разнорабочих, которых тоже требовалось немало! Например, известно, что возведение замка Бомарис Касл в Англии осуществилось очень быстро – с 1278 по 1280 год, однако при этом использовался труд 400 каменщиков и еще 1000 разнорабочих. Ну, а если сеньор больше не мог платить, для мастеров по камню всегда находилась работа: где-то неподалеку мог находиться какой-нибудь собор, церковь, строящийся город, так что их рабочие руки в то время требовались всегда!

Несмотря на римское наследие в области каменного дела, большинство крепостей, построенных с VI по X век, были сделаны из дерева. И только уже позже начинает использоваться камень – поначалу в виде небольших камней, но постепенно все более крупных и более правильной формы. Это так называемый бутовый камень, из которого строится большинство европейских замков, хотя, например, в той же Ливонии практически все замки были построены из кирпича. Вертикальные поверхности стен делались совершенно гладкими, чтобы помешать врагу найти какие-нибудь зацепки во время штурма. Начиная с XI века, будут все чаще обращаться к кирпичу: он менее дорог и обеспечивает большую прочность постройкам при обстреле. Однако очень часто строителям приходилось довольствоваться тем, что было поблизости от стройки, потому что упряжка волов с грузом весом в две с половиной тонны была не способна осилить за день свыше 15 километров пути.


Замок Куси во Франции.

Что ни говори, а некоторые из возведенных в то далекое время замков просто поражают воображение. Например, замок Куси во Франции был столь велик, что вход в него охраняла цилиндрическая башня (донжон) высотой 54 метра и шириной 31 метр. Кроме того, его защищали целых три крепостные стены, последняя из которых целиком опоясывала городок Куси. Когда в 1652 году замок решили взорвать, то применением пороха удалось всего лишь слегка покрыть трещинами стены! Сорок лет спустя землетрясение расширило эти трещины в кладке, однако башня устояла. В конце XIX века были предприняты кое-какие реставрационные работы. Но в 1917 году германской армии зачем-то понадобилось разрушить его до основания, и это потребовало 28 тонн самой современной взрывчатки! Вот насколько этот замок был велик и прочен, хотя семейство Куси отнюдь к высшей знати не принадлежало. «Ни король, ни принц, ни герцог и не граф – учти: я сир Куси» – таков был девиз этого заносчивого рода!


Хорошо сохранившаяся цитадель и донжон замка Шато-Гайяр словно нависают над речной долиной.

Всего год, с 1196 по 1197 потребовалось английскому королю Ричарду Львиное Сердце чтобы построить крепость Шато-Гайяр, чем он впоследствии очень гордился. Замок был построен по типично нормандскому проекту: насыпь, окруженная рвом, возвышалась на краю холма, на самом берегу реки Сены. Первый бастион охранял ворота, а две высокие крепостные стены защищали донжон. Замок должен был служить опорой английским владениям в Нормандии, и именно поэтому французский король Филипп-Август в 1203 году взялся ее осаждать. На первый взгляд он казался неприступным, однако король Франции начал с того, что принялся разорять окрестности и вынудил местных жителей (свыше тысячи человек) укрыться за его стенами. Вскоре там начался голод, и защитникам пришлось их прогнать.


Донжон замка Шато-Гайяр.

Тогда Филипп-Август приказал засыпать рвы, сделать подкопы и заминировать башни. Первый бастион пал, и осажденные укрылись в центральной части. Но однажды ночью французы проникли и туда, в самое сердце замка, а пробрались они туда через... отхожее место, у которого оказалось уж слишком широкое отверстие! Они опустили подъемный мост, началась паника, а в результате его гарнизон сдался, даже не успев спрятаться в донжоне.


Донжон замка Колосси на Кипре, построенный в 1210 г. королем Ги де Луизиньяном ()

Что же касается замков крестоносцев, то в Святой земле, которую в Европе называли еще также Аутремер или «Нижние земли» (а назывались они так, потому что изображались внизу тогдашних европейских карт, и, отправляясь на Восток, крестоносцы как бы перемещались «сверху вниз»), они появились практически сразу, как только рыцари туда добрались. Многие замки и крепости они захватили, а после перестроили, и среди них – замок Крак де-Шевалье или «Замок рыцарей», который настолько интересен во всех отношениях, что рассказать о нем нужно поподробнее.


Реконструкция внешнего вида замка Крак де Шевалье 1914 года.

Впервые крестоносцы захватили его еще в 1099 году, но быстро оставили, поскольку торопились в Иерусалим. Вновь крепость была отбита у мусульман уже в 1109 году, а в 1142-м передана госпитальерам. Те укрепили стены, заново отстроили казармы, часовню, кухню с мельницей и даже... многоместную и тоже каменную уборную. Мусульмане предприняли множество атак, пытаясь вернуть себе «крепость на холме», но всякий раз неудачно.


План замка Крак де Шевалье.

В результате землетрясения 1170 года замок получил повреждения, и манера строительства его значительно изменилась. На смену строгостям и простоте романского стиля пришла утонченная готика. Кроме того, в конце XII – начале XIII веков в Краке не только перестроили разрушенные землетрясением часовню и отдельные башни, но и огородили еще и мощной внешней стеной.


Беркиль.

Между наклонным контрфорсом в западной части крепости и ее внешней стеной был сделан беркиль – глубокий водоем, служивший не только и в качестве хранилища воды, но и дополнительной защитой от врагов. Размеры помещений замка потрясают воображение. Например, в нем есть галерея – 60-метровый зал, построенный мусульманами и использовавшийся ими всего лишь как конюшня.


Ворота в замок.

В кладовых замка хранили зерно, оливковое масло, вино и провиант для лошадей. Помимо того, рыцари имели многочисленные стада коров, овец и коз. Колодец внутри замка снабжал рыцарей водой, кроме того, вода в него поступала также по акведуку из природного источника.


Акведук.

Одна из самых ранних построек замка – часовня в романском стиле - была расписана по византийскому канону, хотя надписи на фресках и были на латыни. На стенах висели знамена и военные трофеи, погибших рыцарей... и даже сбруи их лошадей. После того как замок был взят мусульманами здесь была устроена мечеть.


Часовня.


Сохранившиеся росписи.


«И стих Корана зазвучал с минбара…» Когда мусульмане захватили Крак, они тут же переделали часовню в мечеть и построили в ней минбар.

К началу XIII века крепость Крак стала настолько мощным укреплением, что в ней в течение пяти лет могли пережить осаду две тысячи человек.

О ее защищенности говорит также и то, что она была последним прибежищем крестоносцев на Востоке. Сам Саладин, не раз обращавший свой взор на высокие стены Крака, долгое время не решался на его штурм, считая, что атака этой крепости будет равносильна отправке воинов на верную смерть. Поэтому он ограничился тем, что уничтожил у стен замка посевы и присвоил себе скот крестоносцев, пасшийся неподалеку, чем причинил им большие убытки. Египетский султан Бейбарс, отбивший у европейцев все их укрепления, как и Саладин, тоже отдавал себе отчет в том, что взять Крак штурмом или измором – дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым в нем мог обороняться гарнизон сравнительно небольшой численности, а также огромные запасы продовольствия создавали ему ну просто беспримерный «запас устойчивости». Однако султан все же решился на штурм восточной части его укреплений и, хотя и понес большие потери, все же сумел пробиться в пространство между внешними и внутренними стенами. Но завладеть цитаделью замка целиком оказалось очень сложно. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана попали в самое сердце «гнезда госпитальеров». Однако немногочисленный гарнизон не сдался и после этого, а укрылся от них в самом укрепленном месте – южном редуте, где хранились главные запасы продовольствия.


Вот в этих подземельях все и хранилось…


А еще в них просто страшно. Ведь эдакая толща камней у тебя над головой.

Теперь, чтобы выманить их из этого укрытия, нужна была хитрость. Было изготовлено письмо якобы от Великого магистра ордена с приказом о сдаче крепости. 8 апреля его доставили в гарнизон, и ее защитникам ничего не оставалось, как выполнить волю «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются иной версии. По их словам, арабы, якобы переодевшись христианскими священниками, пришли к стенам замка с мольбами защитить их от воинов-мусульман. А когда, мол, доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили спрятанное под одеждой оружие. Как бы там ни было, но Крак был все-таки взят. Однако всем уцелевшим рыцарям мусульмане сохранили жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а затем была и вовсе заброшена. Там, как и во многих других забытых крепостях, расположилось небольшое поселение.


Южная башня замка.


«Зал рыцарей». В 1927 году в замке начались восстановительные работы, так что сегодня Замок Рыцарей посетители видят практически во всем своем прежнем величии и великолепии.

Орденские замки, построенные в Европе, также отличались от всех прочих как своими размерами, так и тем, что в них вместо обычной часовни строили сравнительно крупную церковь, способную вместить всех братьев-рыцарей, которые проводили в ней время в молитвах. Под трапезную в орденских замках также отводили самое большое помещение, поскольку в ней одновременно должны были принимать пищу сразу несколько сотен человек (рыцарей и сержантов ордена), чего никогда не бывало в тех замках, которые принадлежали одному феодалу.

Боевые башни в орденских замках обычно старались располагать по его углам и строили их специально так, чтобы они возвышались над стенами на один этаж, что позволяло обстреливать из них не только местность вокруг, но еще и сами стены. Конструкция бойниц была такова, что обеспечивала стрелкам как значительный сектор обстрела, так и надежную защиту от выстрелов неприятеля. Высота стен замка была сравнима с высотой современного трех-четырехэтажного дома, а толщина могла быть четыре и более метров. В отдельных крупных замках было несколько рядов стен, а подходы к внешним стенам обычно защищали рвы с водой и частоколы. В склепе под церковным полом хоронили павших братьев-рыцарей, а надгробья украшали их скульптурные изображения из камня, выполненные в полный рост – эффигии. Вместительная церковь внутри замка служила рыцарям для совместных молитв и собраний. Донжон, «крепость в крепости», самая большая и высокая башня в замке – был самым последним и самым надежным оплотом для его защитников. Для винных погребов рыцари и, в особенности, тамплиеры места не жалели, поскольку употребляли вино не только во время застольных трапез, но и в как лекарство. Убранство трапезной орденских замков отличалось аскетизмом и состояло из деревянных столов и лавок при самом минимуме украшений, так как все связанное с телесными удовольствиями в духовно-рыцарских орденах считалось греховным и находилось под запретом. Жилые помещения братьев-рыцарей также не отличались большой роскошью, как, впрочем, и отдельные покои командующего замковым гарнизоном. Предполагалось, что все свободное от войны время рыцарям следует проводить в воинских упражнениях, а также поститься и молиться.


Юго-восточная башня замка Крак де Шевалье.

По всему верху стены обычно проходил крытый боевой ход с амбразурами для стрельбы по противнику. Очень часто его делали так, чтобы он немного выступал наружу, и тогда в полу у него также проделывали отверстия, чтобы через них бросать вниз камни и лить кипяток или горячую смолу. Винтовые лестницы в башнях замка тоже имели оборонительное значение. Их старались закручивать так, чтобы у нападающих стена находилась справа, что делало невозможным замах мечом.


Западная башня.


Западная башня и акведук.


Западная сторона внутренней стены.

Крестоносцы в Святой земле использовали в качестве укреплений самые различные объекты, включая древнеримские амфитеатры, базилики и даже – пещерные монастыри! Одним из них стал монастырь Айн-Хабис, представлявший собой несколько пещер, вырытых византийскими монахами прямо посреди отвесного обрыва в долине реки Ярмук. Долгое время никто и не знал, где эти монахи устроили свое уединенное убежище, пока в долину не пришли крестоносцы. У тех не было времени на то, чтобы строить здесь сильную крепость, и они превратили в нее пещерный монастырь, соединив все его залы деревянными лестницами и балюстрадами. Опираясь на него, они стали контролировать путь из Дамаска в Египет и Аравию, что, конечно же, не понравилось правителю Дамаска. В 1152 году мусульмане атаковали эту горную крепость, но не смогли ее взять и отступили, после чего король Иерусалима прислал сюда большой гарнизон.

В 1182 году Саладин решил любой ценой захватить Айн-Хабис, для чего отправил на его штурм отборный отряд воинов, с которыми были специалисты по подкопам, хорошо зарекомендовавшие себя во время осад других замков, построенных крестоносцами. Воины захватили нижнюю галерею монастыря, после чего из одного из его внутренних помещений был прорыт потайной ход наверх, через который они ворвались внутрь, причем там, где европейцы их совсем не ожидали. В результате крепость пала спустя лишь пять дней после начала осады!

Но крестоносцы решили вернуть себе монастырь и принялись осаждать его не только снизу, но и сверху. Чтобы лишить защитников воды, они принялись сбрасывать большие камни, которые разрушили водосборник, питавший монастырь водой, после чего мусульмане сдались.


План штурма пещерного монастыря Айн-Хабис.

То есть крестоносцы были не только хорошими воинами в плане навыков владения мечом и копьем, но и понимали толк в архитектуре и для строительства своих замков нанимали толковых инженеров. Одним словом, уповая на Христа, они отнюдь не чурались и достижений тогдашней военной науки и техники!

Ещё одна несомненная ценность иорданской земли – многочисленные замки эпохи крестовых походов, в изобилии разбросанные по всей территории страны.

Замок Шобак (Shawbak или Shobak) в Иордании, известный также мусульманским хронистам как Монреаль (Montreal), был построен во времена крестовых походов первым королем Иерусалимского королевства. Замок находится в 120 км от Керака, и в 35 км. от всемирно известного города Петра и является первым, и крупнейшим на тот период, замком крестоносцев в Заиорданье.

После завоевания Иерусалима в 1099 г. крестоносцы постепенно расширяют свои владения в Святой Земле. В 1100 г. первым королем Иерусалимского королевства после смерти Готфрида Бульонского становится его брат - Балдуин I (Baudouin Ier), граф Эдесский. В 1115 г. Балдуин I отправляется в поход для завоевания Трансиордании, обширной территории к востоку от Иордана, в древности называвшейся Идумея. Там для упрочения своего положения он закладывает замок Шобак. Первые укрепления были построены за 18 дней и в строительстве принимал участие сам Балдуин I. По этой причине замок и получил название среди крестоносцев - Монреаль или "Королевская гора" (Mont Royal).

Замок занимал стратегическое положение, возвышаясь на холме над долиной, и позволял контролировать пути паломников и караванов из Сирии на Аравийский полуостров. Король Балдуин I брал плату за проход мимо замка и тем самым пополнял казну королевства. Первым кастеляном Шобака стал Роман ле Пюи (Roman le Puy). Замок был во владении Королевства Иерусалимского до 1142 г., после чего он перешел во владения Трансиордании. В этом же году для защититы границ королевства к северу от Шобака король Фульк Иерусалимский построил замок Керак.

Вместе с Караком в двух замках находилось 60 рыцарей. Владельцем Шобака был Филип де Мильи (Philip de Milly), а затем после свадьбы на Стефани де Мильи (Stephanie de Milly) Монреаль перешел в руки Рено де Шатийона (Raynald de Chatillon). Из замка Рено предательски, несмотря на перемирие, нападал на безоружные караваны проходившие мимо. В замке были построены корабли, которые он затем перетащил по земле к Красному морю, чтобы напасть на Мекку. Правителем Аюбидов в это время был Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин). Подобную наглость было сложно оставить безнаказанной, и он выступил с войсками против королевств крестоносцев. В 1187 году он взял Иерусалим, а чуть позже осадил замок Шобак.

Благодаря удачному расположению Шобака Саладину не удалось воспользоваться осадными машинами, однако из-за истощения запасов замок сдался через два года осады в мае 1189 г. Согласно легендам защитники замка настолько страдали от истощения, что им пришлось продать своих жен за еду, а их глаза ослепли от недостатка соли. Осадой Шобака руководил Аль-Малик аль-Адиль (al–Malik al-Adil). После сдачи замка он позволил всем защитникам добраться до Антиохии и даже выкупил их жен. Позже замок был захвачен Мамлюками и полностью ими перестроен, а от первоначального плана Шобака осталось не так много. Название Шобак носит не только замок, но и с десяток деревень вокруг него.

Замок Шобак находится на расстоянии около 35 км от всемирно известной Петры на высоте нескольких десятков метров над проходящей у его подножия дороги. Размеры замка около 175 на 90 м. Есть три стены укреплений практически идеальной эллиптической формы. На территории замка два религиозных сооружения - одно из них во внутреннем дворе - церковь с тремя приделами. Ее руины привлекают туристов уже полтора столетия. Восточная сторона церкви выходит за линию крепостной стены, формируя внешнее укрепление, контролирующее подходы к воротам замка.

Второе строение похоже на часовню в замке аль-Вуайра (al-Wu’aira) в Петре. Несмотря на это точной информации о назначении обоих строений нет. Также на территории Шобака находится несколько руин хозяйственных построек, а стены испещрены арабскими надписями, повествующими о том, как со временем менялся замок Шобак. Внутри крепостных стен также располагался родник с пресной водой. Чтобы попасть в него необходимо было спуститься на 375 ступенек внутрь скалистого холма, на котором располагался замок. В настоящее время археологи восстановили туннель где-то до 150 ступенек.

Согласно исследованиям, если высота ступенек не меняется с уходом вглубь, то родник находится на глубине около 75 метров. При входе в замок Шобак можно увидеть башню с красивыми арабскими письменами. В целом, бродя по развалинам, можно найти несколько зданий в европейском стиле (в т.ч. и готическом), в то время как некоторые напоминают Каир времен Мамлюков. На восточном склоне холма, согласно арабским источникам, когда-то было достаточно крупное укрепленное поселение.

Замок открыт для посещения в любое время суток, никаких экскурсий по замку не проводится. В последние годы на территории замка работала итальянская археологическая экспедиция. Результаты их исследований можно посмотреть здесь. Т.к. замок находится в 35 км. от Петры, то самое удобное заехать в него по дороге или возвращаясь обратно. Для этого достаточно попросить об остановке у замка водителя. По дороге встречаются указатели, так что заблудиться достаточно сложно.

В 150 км к югу от Аммана лежит Керак – один из наиболее хорошо сохранившихся и один из крупнейших замков крестоносцев, главный опорный пункт в Заиорданье. Он стоит на Королевской дороге, важнейшем торговом пути Ближнего Востока, который начинался в Египте и шел вдоль Дамаска и реки Евфрат. Замок является цитаделью города, расположен на высоте 1000 м над уровнем моря и окружен с трех сторон долиной. С крепостных стен Карака можно разглядеть Мертвое море, а у подножия в настоящее время проживает порядка 200 тыс. человек.

Сооружение замка крестоносцами началось в 1140х годах под руководством Пайена де Мильи (фр. Payen le Bouteiller), дворецкого короля Фулька V Иерусалимского (фр. Foulque V), известного как Фульк Молодой. Крестоносцы назвали его Crac des Moabites или "Kerak in Moab", как часто упоминается в литературе. Строительство замка заняло около 20 лет и закончилось только в 1161. В силу своего расположения к востоку от реки Иордан, Керак позволял контролировать как пастухов-бедуинов, так и торговые пути из Дамаска в Египет и Мекку.

Продолжатели Пайена де Мильи, племянники Морис (Maurice) и Филипп де Мильи(седьмой по счету Великий Магистр Тамплиеров), добавили башни и защитили северную и южную стороны замка с помощью глубоких рвов (ров на юге служил также для хранения воды). В 1176 Рено Шатийонский получил во владение этот замок после свадьбы на Стефаньи де Мильи, дочери Филиппа де Мильи. Из Керака Рено совершал свои набеги на торговые караваны и даже попытался осадить святыню мусульман Мекку. В 1184 г. Саладин встал у стен крепости в ответ на разбойничьи нападения и многократные нарушения перемирия со стороны Рено.

Любопытно, что осада города проходила во время венчания Изабеллы Иерусалимской. После переговоров сторон Саладин милостиво согласился не направлять снаряды осадных орудий на часть замка, где проходило венчание. Подоспевший на выручку Рено, король Балдуин IV, спас город от Саладина, впрочем ненадолго. Спустя очень короткое время замок вновь был осажден и сдан гарнизоном замка зимой 1188 г. Известно, что во время осады защитникам замка пришлось продавать женщин и детей в рабство (Похожие события имели место и при осаде крепости Монреаль). После перехода к мусульманам Карак играл стратегическую роль в регионе в течение следующих двух столетий. В 1263 г. правитель мамелюков Бейбарс укрепил замок и построил на северо-западе дополнительную башню.

Во время правления мамелюкского султана ан-Насир Ахмада Карак стал столицей всего королевства мамелюков и смог выдержать 8 крупных осад до тех пор, пока не был взят племянником султана ас-Салих Исмаилом. На крепостных стенах Карака были впервые опробованы первые пороховые орудия мамлюков. За свою историю Карак осаждался огромное множество раз, однако его никогда не пытались взять приступом вплоть до XIX в. В 1840 году при захвате замка египетским Ибрагим Пашой большая часть укреплений была разрушена.

Несмотря на то, что укрепления серьезно пострадали с течением времени, а также от войн и землетрясений, старому городу и крепости до сих пор удается доминировать над окружающим ландшафтом. Чтобы попасть в замок необходимо подняться из глубокого w?d?s ("долина" по-арабски). После чего вы попадаете на огромное плато длиной около 850 метров, где расположены старый город и цитадель.

Последняя около 220 метров в длину и 125 метров в ширину на севере и 40 метров в южной части, где узкая низина, углубленная и превращенная в ров, отделяет замок от прилегающего гораздо более высокого холма (это была любимая позиция Саладина для установки осадных орудий). Внутри замка легко отличить грубую и темную кладку крестоносцев от аккуратно отесанных блоков более светлого и мягкого известняка, который принадлежит более позднему, "арабскому" периоду.

Замок представляет собой темный лабиринт каменных сводчатых залов и бесконечных коридоров. Лучше всего сохранилось подземелье - в него ведет массивная железная дверь. Сам по себе замок поражает больше интересными архитектурными решениями, чем красотой.

В 66 км. к югу-западу от Аммана, в Мукавваре, лежит крепостной замок Моакр. В 20 км. западнее Джераша расположен Аджлун, известный своим замком-крепостью Кальат Аль-Рабад (1184 г.), построенной племянником знаменитого арабского султана Салах Ад-Дина (Салладина).

Аджлюн - замок был построен здесь в 1184. Прекрасный образец исламской архитектуры, замок доминирует надо всем пространством северной оконечности долины реки Иордан, включая множество пересекающих это пространство путей. Замок Аджлюн представляет собой популярный туристический объект, благодаря, во-первых, прекрасно сохранившемуся до наших дней лабиринту лестниц, галерей, залов и башен, чьи каменные ступени ожидают гулких шагов увлечённого историей Средневековья путешественника, а во-вторых, благодаря поистине захватывающему дух виду на долину реки Иордан, который открывается перед вами с высот крепости.

В Петре и её окрестностях лежат две полуразрушенных крепости - Хабис и Вуэйра. Кроме этих крепостей, есть еще несколько сооружений построенных в эпоху крестовых походов, а так же в эпоху османского владычества. Но зачастую они не очень удобно расположены - на их посещение вам понадобится довольно много времени. Кроме того, степень их сохранности далека от идеальной.

Крак де Шевалье, Калаат аль-Хосн, или просто Замок Рыцарей. Среди почти трех десятков замков, принадлежавших крестоносцам на Святой земле, он всегда занимал особое место. Эта величественная крепость и поныне считается вершиной искусства замкового строительства. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена Госпитальеров, хотя своим появлением на свет он обязан вовсе не им.

Вплоть до XI века на одном из горных отрогов Сирии, носящих название Джебель Ансари, стояла небольшая крепость, известная как «крепость на откосе». Место ее расположения имело большое стратегическое значение: находясь на высоте 750 м над уровнем моря, можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших и важнейших портов того времени. Это прекрасно осознавал и эмир сирийского города Хомс, разместивший в 1031 году в стенах крепости гарнизон воинов-курдов, обязанных следить за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. С приходом на Святую Землю крестоносцев это сооружение уже не могло в полной мере выполнять свои функции, и в итоге замок перешел во владение к триполитанскому графу Раймонду I.

В здешних кладовых имелись зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого, у рыцарей были многочисленные стада коров, овец и коз. А еще на его территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок из природного источника, благодаря системе труб и акведука недалеко от местной кухни был вырыт колодец.

После землетрясения 1170 года, частично разрушившего замок, значительно изменилась и манера строительства — на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утонченная готика.

В конце XII — начале XIII веков в Краке были заново перестроены разрушенные землетрясением часовня и некоторые башни. Вокруг замка были построены дополнительные стены, а также возведена мощная внешняя. Между наклонным, западным, контрфорсом крепости и внешними стенами был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Одна из ранних построек замка — возведенная в романском стиле часовня — была расписана по византийскому канону, хотя фрески имели латинские подписи. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене (михраб) направлена на Мекку. С возвышения (минбар) читались проповеди.

Впервые Замок курдов крестоносцы захватили в 1099 году, в тот момент, когда торопились взять Иерусалим, но, завладев им, оставили его без присмотра. А потому он без труда отошел к прежнему владельцу. Хотя столь важное стратегическое место не могло не привлечь внимание прагматичных рыцарей и в 1109 году крепость снова была взята крестоносцами. Завладевший ею Танкред Антиохийский подарил ее Триполитанскому графству. Более 30 лет в крепости не производилось никаких работ, поскольку на ремонт и усовершенствование оборонительных сооружений требовались немалые средства, взять которые было неоткуда. Но выход в конечном итоге был найден. В 1142 году Раймонд I передал крепость госпитальерам. Это обстоятельство устраивало обе стороны: Орден получал во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство — дополнительную, и очень надежную, защиту в лице иоаннитов. Водрузив на крепости стяг с белым 8-конечным крестом — одним из символов Ордена, монахи-рыцари принялись за работу по обустройству вновь приобретенного имущества. Для максимально комфортного размещения и проживания рыцарей в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно. За 130 лет владения замком госпитальеры отбили множество атак.

В 1170 году Ближний Восток сильно пострадал от разрушительного землетрясения. Разрушениям подверглись и рыцарские владения, однако нет худа без добра. Урон, нанесенный замкам рыцарских орденов, подвигнул их на строительство еще более усовершенствованных укреплений.

К началу XIII века крепость Крак превратилась в столь крупное и мощное сооружение, что в нем в течение 5 лет могли пережить осаду 2 тысячи человек. О защищенности замка говорит также и тот факт, что в то время, когда на Святой Земле уже практически не осталось крестоносцев, крепость пала последней.

Мамлюкский султан Бейбарс, отвоевавший у чужаков-европейцев все их укрепления, как и Саладин, отдавал себе отчет в том, что взятие Крака штурмом или измором — дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым его мог оборонять сравнительно небольшой гарнизон, а также громадные запасы продовольствия гарантировали ему беспримерный «запас прочности». И тем не менее султан решился на штурм восточной части укреплений и, неся немалые потери, сумел-таки прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами. Однако завладеть этой цитаделью целиком оказалось делом весьма непростым. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана оказались в сердце «гнезда госпитальеров». Немногочисленный гарнизон укрылся от нападавших в самом укрепленном месте — южном редуте, где находились запасы провизии. Для того чтобы выманить защитников из своего укрытия, необходима была военная хитрость. Для этого изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена — Гуго де Ревелем и содержащее приказ о сдаче крепости. 8 апреля оно было доставлено в гарнизон, и защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются другой версии. По их словам, арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите их от преследования воинов-мусульман. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили из-под ряс сабли. Крак был взят. Всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а в период османского господства вообще была заброшена. Там, как и в других забытых за ненадобностью крепостях, расположилось небольшое поселение.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.

Достаточно даже сегодня посмотреть на Европу, как мы заметим укрепленные феодальные замки, находящиеся подчас в развалинах, а иногда и в полной сохранности или в состоянии реконструкции, проводимой группами энтузиастов и молодежи. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты замками. Во Франции насчитывается около 600 замков (а было их свыше б000!): одни из них - подобно замку Пьерфон (к северу от Парижа) или же замку О’Кенигсбург (в Эльзасе) - полностью восстановлены, от других же - таких, как замок Меен-сюр-Иевр около Буржа или башня Монлери - остались лишь руины. В свою очередь, Испания сохранила свыше 2000 замков, из которых 250 находятся в полной целости и сохранности.

Киренийский замок — замок XVI века, расположенный в восточной части старой гавани Кирении. Замок был построен венецианцами на укреплениях крестоносцев. Внутри крепостных стен расположены часовня XII века и Музей кораблекрушения, в котором выставлены остатки киренийского корабля IV века до нашей эры.

Все эти замки (и доспехи средневековых рыцарей!) строго индивидуальны и непохожи один на другой: каждая страна породила свой собственный стиль, который свойствен только ее постройкам. Еще они отличаются друг от друга статусом их сеньоров: король, принц или простой мелкопоместный барон, вроде того пикардийского феодала по имени Робер де Клари, который владел феодом размером всего в шесть гектаров.

Они различаются и выбором места постройки, стоят ли они в горах (замки Тарасп или Сион в Швейцарии), на берегу моря (например, замок Карнарвон в Уэльсе), по берегам рек (замок Мариенбург в Польше) или же на открытом поле (замок Сальс в провинции Руссийон). Даже то, находятся ли они во влажном или умеренном климате, благоприятствующем произрастанию лесов, как это имеет место в случае с Куси, или же на границе каменистой пустыни, подобно Крак де Шевалье в Сирии, влияло на их архитектуру и внешний вид.



Замок рыцарей-крестоносцев - легендарный Крак де Шевалье.

Однако в любом случае укрепленные феодальные замки восхищают нас своей поразительной мощью независимо от того, в хорошем ли они состоянии или сильно разрушены неумолимым временем за восемь или девять веков своего существования. И тот бесцеремонный землевладелец, которому захотелось убрать груду обломков, наваленных посреди его поля, хорошо знает, каких трудов ему это стоило, а ведь техника сейчас совсем не та, что была тогда, и… сколько же тогда труда стоило все эти камни на него доставить?!

Вид на замок Ламброн, 19 век. Произведение Виктора Ланглуа.Ламброн (Лампрон) — армянская крепость XI века, расположенная недалеко от города Чамлыяйла в современной Турции. Являлась родовой крепостью Хетумидов — армянской царской династии Армянского Киликийского царства.

Опять-таки хотя все замки и выглядят по-разному, реально разница между ними существовала, прежде всего, из-за их назначения. Одно дело замок - жилище для сеньора, и совсем другое - замок, принадлежащий какому-нибудь духовно-рыцарскому ордену или тому же королю, пожелавшему его строительством закрепить свою власть. Это и иные масштабы строительства, и подчас быстрота, с которой эти замки возводились, и - едва ли не самое важное для обороны замка от неприятеля кем бы он ни был - это содержащийся в нем гарнизон.

Крепость Раймунда Сен-Жильского, также известная как «крепость Мон-Пелерин» («Гора пилигримов»), — крепость крестоносцев в ливанском городе Триполи, заложенная в 1103 году одним из предводителей первого крестового похода, графом Раймундом Сен-Жильским на холме Хайяж, в трех километрах от побережья Средиземного моря

Ну, а для местных жителей, обитавших в селениях поблизости от замка, он был и убежищем, и гарантом безопасности, и источником доходов. К тому же именно замок являлся в тогдашней серой и обыденной жизни источником всех наиболее интересных новостей, а, значит, и сплетен, и пересудов. Хотя нам известно о многочисленных крестьянских восстаниях, имевших место в средние века, есть множество других примеров, из которых явствует, что во многих случаях и крестьяне, обитавшие вокруг замков, и их сеньоры, жившие внутри замковых стен, составляли как бы одно целое и даже, случалось, и действовали сообща!

Монреаль («королевский холм») — замок в Идумее, к востоку от Иордана. Руины замка располагаются в Иордании.Замок был построен в 1115 году Балдуином I Иерусалимским. Через него проходили паломнические маршруты и караваны из Сирии в Аравию. Поэтому Балдуин контролировал путь и путники должны были получить разрешение, чтобы пройти через эти земли.До 1141 года находился под контролем Иерусалимского королевства. Позже стал частью Трансиордании. В мае 1189 года после долгой осады был захвачен Саладином.

Да, но как все-таки строились эти каменные твердыни, которые даже и сегодня восхищают нас своими размерами и прочностью стен? Неужели и здесь не обошлось без космических пришельцев, которым так упорно сегодня некоторые приписывают авторство египетских пирамид? Конечно, нет! Все было гораздо проще и сложнее. Например, феодал не мог привлечь к строительству замка своих крепостных. Даже если ему этого и очень хотелось. Барщина - то есть трудовая повинность в пользу владельца или владельцев замка была неизменная и ограничена местными обычаями: крестьян можно было, допустим, заставить вычистить замковый ров или перетащить на строительство бревна из леса, но и не более того.

Мсейла, известный также под французским названием «Твердыня коннетабля» , является средневековым укреплением, расположенным к северу от города Батрун в Ливане. Нынешняя крепость была построена эмиром Фахр ад-Дином II в XVII веке, чтобы охранять путь из Триполи в Бейрут

Получается, что замки строили свободные люди, имевшие право свободного передвижения по стране и было их при этом немало. Да-да, это были люди свободные, ремесленники, которым за работу следовало регулярно платить, а сельская барщина оставалась лишь неким подспорьем для феодала, но и не более того. Ведь ясно, что работа с камнем требовала настоящих знатоков своего дела, и откуда им было взяться у крестьян? Ну, а если феодалу хотелось, чтобы работа шла быстро, то кроме каменщиков приходилось нанимать еще и разнорабочих, которых тоже требовалось немало!

Замок Святого Петра или Замок Бодрум — средневековая крепость в турецком городе Бодрум, на территории античного Галикарнаса.

Например, известно, что возведение замка Бомарис Касл в Англии осуществилось очень быстро - с 1278 по 1280 год, однако при этом использовался труд 400 каменщиков и еще 1000 разнорабочих. Ну, а если сеньор больше не мог платить, для мастеров по камню всегда находилась работа: где-то неподалеку мог находиться какой-нибудь собор, церковь, строящийся город, так что их рабочие руки в то время требовались всегда!Несмотря на римское наследие в области каменного дела, большинство крепостей, построенных с VI по X век, были сделаны из дерева. И только уже позже начинает использоваться камень - поначалу в виде небольших камней, но постепенно все более крупных и более правильной формы. Это так называемый бутовый камень, из которого строится большинство европейских замков, хотя, например, в той же Ливонии практически все замки были построены из кирпича.

Сидонская крепость— руины средневековых укреплений Сидона (ныне в Ливане), некогда защищавших городской порт.

Вертикальные поверхности стен делались совершенно гладкими, чтобы помешать врагу найти какие-нибудь зацепки во время штурма. Начиная с XI века, будут все чаще обращаться к кирпичу: он менее дорог и обеспечивает большую прочность постройкам при обстреле. Однако очень часто строителям приходилось довольствоваться тем, что было поблизости от стройки, потому что упряжка волов с грузом весом в две с половиной тонны была не способна осилить за день свыше 15 километров пути.

Замок Куси во Франции.

Что ни говори, а некоторые из возведенных в то далекое время замков просто поражают воображение. Например, замок Куси во Франции был столь велик, что вход в него охраняла цилиндрическая башня (донжон) высотой 54 метра и шириной 31 метр. Кроме того, его защищали целых три крепостные стены, последняя из которых целиком опоясывала городок Куси. Когда в 1652 году замок решили взорвать, то применением пороха удалось всего лишь слегка покрыть трещинами стены!

Сорок лет спустя землетрясение расширило эти трещины в кладке, однако башня устояла. В конце XIX века были предприняты кое-какие реставрационные работы. Но в 1917 году германской армии зачем-то понадобилось разрушить его до основания, и это потребовало 28 тонн самой современной взрывчатки! Вот насколько этот замок был велик и прочен, хотя семейство Куси отнюдь к высшей знати не принадлежало. «Ни король, ни принц, ни герцог и не граф - учти: я сир Куси» - таков был девиз этого заносчивого рода!

Хорошо сохранившаяся цитадель и донжон замка Шато-Гайяр словно нависают над речной долиной.

Всего год, с 1196 по 1197 потребовалось английскому королю Ричарду Львиное Сердце чтобы построить крепость Шато-Гайяр, чем он впоследствии очень гордился. Замок был построен по типично нормандскому проекту: насыпь, окруженная рвом, возвышалась на краю холма, на самом берегу реки Сены. Первый бастион охранял ворота, а две высокие крепостные стены защищали донжон. Замок должен был служить опорой английским владениям в Нормандии, и именно поэтому французский король Филипп-Август в 1203 году взялся ее осаждать. На первый взгляд он казался неприступным, однако король Франции начал с того, что принялся разорять окрестности и вынудил местных жителей (свыше тысячи человек) укрыться за его стенами. Вскоре там начался голод, и защитникам пришлось их прогнать.

Донжон замка Шато-Гайяр.

Тогда Филипп-Август приказал засыпать рвы, сделать подкопы и заминировать башни. Первый бастион пал, и осажденные укрылись в центральной части. Но однажды ночью французы проникли и туда, в самое сердце замка, а пробрались они туда через... отхожее место, у которого оказалось уж слишком широкое отверстие! Они опустили подъемный мост, началась паника, а в результате его гарнизон сдался, даже не успев спрятаться в донжоне.

Донжон замка Колосси на Кипре, построенный в 1210 г. королем Ги де Луизиньяном.

Что же касается замков крестоносцев, то в Святой земле, которую в Европе называли еще также Аутремер или «Нижние земли» (а назывались они так, потому что изображались внизу тогдашних европейских карт, и, отправляясь на Восток, крестоносцы как бы перемещались «сверху вниз»), они появились практически сразу, как только рыцари туда добрались. Многие замки и крепости они захватили, а после перестроили, и среди них - замок Крак де-Шевалье или «Замок рыцарей», который настолько интересен во всех отношениях, что рассказать о нем нужно поподробнее.

Реконструкция внешнего вида замка Крак де Шевалье 1914 года.

Впервые крестоносцы захватили его еще в 1099 году, но быстро оставили, поскольку торопились в Иерусалим. Вновь крепость была отбита у мусульман уже в 1109 году, а в 1142-м передана госпитальерам. Те укрепили стены, заново отстроили казармы, часовню, кухню с мельницей и даже... многоместную и тоже каменную уборную. Мусульмане предприняли множество атак, пытаясь вернуть себе «крепость на холме», но всякий раз неудачно.


В результате землетрясения 1170 года замок получил повреждения, и манера строительства его значительно изменилась. На смену строгостям и простоте романского стиля пришла утонченная готика. Кроме того, в конце XII - начале XIII веков в Краке не только перестроили разрушенные землетрясением часовню и отдельные башни, но и огородили еще и мощной внешней стеной.

Беркиль.

Между наклонным контрфорсом в западной части крепости и ее внешней стеной был сделан беркиль - глубокий водоем, служивший не только и в качестве хранилища воды, но и дополнительной защитой от врагов. Размеры помещений замка потрясают воображение. Например, в нем есть галерея - 60-метровый зал, построенный мусульманами и использовавшийся ими всего лишь как конюшня.

Ворота в замок.

В кладовых замка хранили зерно, оливковое масло, вино и провиант для лошадей. Помимо того, рыцари имели многочисленные стада коров, овец и коз. Колодец внутри замка снабжал рыцарей водой, кроме того, вода в него поступала также по акведуку из природного источника.

Акведук.

Одна из самых ранних построек замка - часовня в романском стиле - была расписана по византийскому канону, хотя надписи на фресках и были на латыни. На стенах висели знамена и военные трофеи, оружие погибших рыцарей... и даже сбруи их лошадей. После того как замок был взят мусульманами здесь была устроена мечеть.

Часовня.

Сохранившиеся росписи.

«И стих Корана зазвучал с минбара…» Когда мусульмане захватили Крак, они тут же переделали часовню в мечеть и построили в ней минбар.

К началу XIII века крепость Крак стала настолько мощным укреплением, что в ней в течение пяти лет могли пережить осаду две тысячи человек.

О ее защищенности говорит также и то, что она была последним прибежищем крестоносцев на Востоке. Сам Саладин, не раз обращавший свой взор на высокие стены Крака, долгое время не решался на его штурм, считая, что атака этой крепости будет равносильна отправке воинов на верную смерть. Поэтому он ограничился тем, что уничтожил у стен замка посевы и присвоил себе скот крестоносцев, пасшийся неподалеку, чем причинил им большие убытки.

Египетский султан Бейбарс, отбивший у европейцев все их укрепления, как и Саладин, тоже отдавал себе отчет в том, что взять Крак штурмом или измором - дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым в нем мог обороняться гарнизон сравнительно небольшой численности, а также огромные запасы продовольствия создавали ему ну просто беспримерный «запас устойчивости».

Однако султан все же решился на штурм восточной части его укреплений и, хотя и понес большие потери, все же сумел пробиться в пространство между внешними и внутренними стенами. Но завладеть цитаделью замка целиком оказалось очень сложно. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана попали в самое сердце «гнезда госпитальеров». Однако немногочисленный гарнизон не сдался и после этого, а укрылся от них в самом укрепленном месте - южном редуте, где хранились главные запасы продовольствия.

Вот в этих подземельях все и хранилось…

А еще в них просто страшно. Ведь эдакая толща камней у тебя над головой.

Теперь, чтобы выманить их из этого укрытия, нужна была хитрость. Было изготовлено письмо якобы от Великого магистра ордена с приказом о сдаче крепости. 8 апреля его доставили в гарнизон, и ее защитникам ничего не оставалось, как выполнить волю «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются иной версии.

По их словам, арабы, якобы переодевшись христианскими священниками, пришли к стенам замка с мольбами защитить их от воинов-мусульман. А когда, мол, доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили спрятанное под одеждой оружие. Как бы там ни было, но Крак был все-таки взят. Однако всем уцелевшим рыцарям мусульмане сохранили жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а затем была и вовсе заброшена. Там, как и во многих других забытых крепостях, расположилось небольшое поселение.

Южная башня замка.

«Зал рыцарей». В 1927 году в замке начались восстановительные работы, так что сегодня Замок Рыцарей посетители видят практически во всем своем прежнем величии и великолепии.

Орденские замки, построенные в Европе, также отличались от всех прочих как своими размерами, так и тем, что в них вместо обычной часовни строили сравнительно крупную церковь, способную вместить всех братьев-рыцарей, которые проводили в ней время в молитвах. Под трапезную в орденских замках также отводили самое большое помещение, поскольку в ней одновременно должны были принимать пищу сразу несколько сотен человек (рыцарей и сержантов ордена), чего никогда не бывало в тех замках, которые принадлежали одному феодалу.

Торон (современный Тибнин) — замок на юге Ливана, был одним из главных замков крестоносцев, построенный в горах, рядом с дорогой из Тира в Дамаск.

Боевые башни в орденских замках обычно старались располагать по его углам и строили их специально так, чтобы они возвышались над стенами на один этаж, что позволяло обстреливать из них не только местность вокруг, но еще и сами стены. Конструкция бойниц была такова, что обеспечивала стрелкам как значительный сектор обстрела, так и надежную защиту от выстрелов неприятеля. Высота стен замка была сравнима с высотой современного трех-четырехэтажного дома, а толщина могла быть четыре и более метров. В отдельных крупных замках было несколько рядов стен, а подходы к внешним стенам обычно защищали рвы с водой и частоколы

Цитадель Алеппо — цитадель, расположенная в центре г. Алеппо на севере Сирии. Наиболее значимую роль крепость имела во времена Крестовых походов, являясь опорным пунктом попеременно то крестоносцев, то мусульман

В склепе под церковным полом хоронили павших братьев-рыцарей, а надгробья украшали их скульптурные изображения из камня, выполненные в полный рост - эффигии. Вместительная церковь внутри замка служила рыцарям для совместных молитв и собраний. Донжон, «крепость в крепости», самая большая и высокая башня в замке - был самым последним и самым надежным оплотом для его защитников. Для винных погребов рыцари и, в особенности, тамплиеры места не жалели, поскольку употребляли вино не только во время застольных трапез, но и в как лекарство.

Бельвуар — крепость госпитальеров, расположенная на плато Нафтали, в 20 км к югу от Галилейского моря, на высоте 500 метров над долиной реки Иордан. Первоначально была частью феодального поместья французского дворянина Велоса, который жил в Тверии.

Убранство трапезной орденских замков отличалось аскетизмом и состояло из деревянных столов и лавок при самом минимуме украшений, так как все связанное с телесными удовольствиями в духовно-рыцарских орденах считалось греховным и находилось под запретом. Жилые помещения братьев-рыцарей также не отличались большой роскошью, как, впрочем, и отдельные покои командующего замковым гарнизоном. Предполагалось, что все свободное от войны время рыцарям следует проводить в воинских упражнениях, а также поститься и молиться.


Замок Бофор (Бельфор) — крепость крестоносцев.

По всему верху стены обычно проходил крытый боевой ход с амбразурами для стрельбы по противнику. Очень часто его делали так, чтобы он немного выступал наружу, и тогда в полу у него также проделывали отверстия, чтобы через них бросать вниз камни и лить кипяток или горячую смолу. Винтовые лестницы в башнях замка тоже имели оборонительное значение. Их старались закручивать так, чтобы у нападающих стена находилась справа, что делало невозможным замах мечом.


Замок Монфор — замок крестоносцев, расположенный в Верхней Галилее на севере Израиля, примерно в 35 км к северо-востоку от города Хайфа и в 16 км к югу от границы с Ливаном. Резиденция великих магистров Тевтонского ордена в 1230-1271 годах. Название крепости происходит от двух французских слов mont (гора) и fort (сильный).

Крестоносцы в Святой земле использовали в качестве укреплений самые различные объекты, включая древнеримские амфитеатры, базилики и даже - пещерные монастыри! Одним из них стал монастырь Айн-Хабис, представлявший собой несколько пещер, вырытых византийскими монахами прямо посреди отвесного обрыва в долине реки Ярмук. Долгое время никто и не знал, где эти монахи устроили свое уединенное убежище, пока в долину не пришли крестоносцы. У тех не было времени на то, чтобы строить здесь сильную крепость, и они превратили в нее пещерный монастырь, соединив все его залы деревянными лестницами и балюстрадами. Опираясь на него, они стали контролировать путь из Дамаска в Египет и Аравию, что, конечно же, не понравилось правителю Дамаска. В 1152 году мусульмане атаковали эту горную крепость, но не смогли ее взять и отступили, после чего король Иерусалима прислал сюда большой гарнизон.

Эль-Карак — город, расположенный на западе Иордании, и являющийся административным центром и крупнейшим населённым пунктом одноимённой мухафазы Эль-Карак. Располагаясь на торговом пути царей, в 140 км к югу от Аммана, Эль-Карак, некогда, был частью Иерусалимского королевства. Город развился вокруг крепости крестоносцев, возвышающейся на высоте около 1000 метров над уровнем моря, с которой можно без труда увидеть Мёртвое море. Имеются различные версии произношения и написания названия города на русском языке, среди которых наиболее часто встречающиеся: Эль-Карак, Карак, Керак, Аль-Карак .

В 1182 году Саладин решил любой ценой захватить Айн-Хабис, для чего отправил на его штурм отборный отряд воинов, с которыми были специалисты по подкопам, хорошо зарекомендовавшие себя во время осад других замков, построенных крестоносцами. Воины захватили нижнюю галерею монастыря, после чего из одного из его внутренних помещений был прорыт потайной ход наверх, через который они ворвались внутрь, причем там, где европейцы их совсем не ожидали. В результате крепость пала спустя лишь пять дней после начала осады!

Замок Абу Джобис

Но крестоносцы решили вернуть себе монастырь и принялись осаждать его не только снизу, но и сверху. Чтобы лишить защитников воды, они принялись сбрасывать большие камни, которые разрушили водосборник, питавший монастырь водой, после чего мусульмане сдались.

План штурма пещерного монастыря Айн-Хабис.

Айджлун,Иордания

Салах Эт Дин

дворец Великого Магистра на Родосе

Яланкале..Замок Снек

Крепость Антипатрда (общий вид)
То есть крестоносцы были не только хорошими воинами в плане навыков владения мечом и копьем, но и понимали толк в архитектуре и для строительства своих замков нанимали толковых инженеров. Одним словом, уповая на Христа, они отнюдь не чурались и достижений тогдашней военной науки и техники!

Может показаться странным, но современному Израилю не слишком интересна история Крестовых походов. По сути эти давние войны мало касались самих евреев. Христиане воевали с мусульманами, каждые за свою Святую Землю, а небольшое еврейское население тех лет от этого лишь страдало. Поэтому в большинстве своём сохранившиеся руины замков и крепостей тех времён пребывают в забвении и интересуют лишь иностранных туристов. С другой стороны все эти развалины стоят нетронутыми столетиями, поэтому особенно интересны своей аутентикой и былым величием.
3.

Стоит вспомнить, что почти тысячу лет назад движение за освобождение Святой Земли от мусульманского владычества начал простой нищий отшельник-пилигрим Пётр Амьенский из Пикардии. Этот французский паломник в своё время посетил Иерусалим и ужаснулся притеснениям христиан со стороны мусульманских властей.Остаток своей жизни он посвятил призывам к борьбе за освобождения Святой Земли. Пётр странствовал по городам Европы босиком, без обуви, в простом рубище и его проповеди имели немалый успех. Эти идеи стали необычайно популярны как среди простого люда, так и среди духовенства и дворян. Всего за 140 с лишним лет было официально организовано девять крестовых походов. Самого большого успеха достиг первый, во время которого была покорён практически весь восток Малой Азии, завоёван Иерусалим и на захваченных землях организованы четыре христианских государства.
4.

Главная цель, контроль всех торговых путей с Востока на Запад, была достигнута. Но политика европейских завоевателей была крайне не дальновидна. Местное население уничтожалось и притеснялось, взятия больших город сопровождались кровавой резнёй и грабежами. Крестоносцы понастроили множество крепостей, в которых отсиживались после грабительских вылазок по местным поселениям. Любое недовольство каралось жестокой смертью. Естественно, такие правители не могли надолго укрепиться на этих землях. К тому же не было единения и среди самих крестоносцев. Образовалось множество разрозненных рыцарских орденов - тамплиеры, иоанниты, тевтонцы и так далее. Рыцари были разбиты и по территориальной принадлежности - генуэзцы, пизанцы, венецианцы и дальше в том же духе. Эти группировки постоянно спорили и враждовали друг с другом. Каждый правил по своему усмотрению и был не прочь поживиться за счёт чужих владений. Мусульмане начали теснить иноземцев. Новые крестовые походы уже были намного менее удачны. Череда поражений привела к потери Иерусалима. Позже главный город всех христиан несколько раз переходил из рук в руки, пока окончательно и надолго не оказался во владения мусульман. Правление крестоносцев закончилось бесславно и навсегда. Остатки орденов перебрались назад в Европу. На севере тевтонцы продолжили политику завоеваний мечом и крестом. В наши дни самая знаменитая крепость этих крестоносцев восстановлена в польском Мальборке. Я . Та гигантская крепость не имеет ничего общего с крепостями крестоносцев в Израиле и руины Шатонефа хороший тому пример.
5.

Эта крепость была построена ещё после первого Крестового похода для прикрытия торгового пути в Дамаск. Здесь расположились рыцари ордена госпитальеров. Крепость из больших каменных блоков жёлтого цвета вмещала до 60 человек. Глядя на некоторые фотографии, можно подумать, что добраться до Шатонефа можно лишь на внедорожниках.
6.

На самом деле дороги практически по всей территории Израиля отличные. Отсюда рукой подать до границы.
7.

Сирийские территории хорошо просматриваются со стен крепости. Их легко отличить по отсутствию зелени. Там леса давно уже стали редкостью.
8.

К сожалению, по руинам Шатонефа уже трудно определить, как эта крепость выглядела во времена крестоносцев. Тем не менее здесь чудом сохранилось несколько помещений с высокими арочными потолками.
9.

Внутри даже можно найти что-то вроде огромного камина. Удивительно видеть эти помещения, сумевшие в таком состоянии сохраниться в течении более 800 лет.
10.

На верху крепости мы увидели мишень. Как нам объяснили её используют для наводки своих пушек с ближайшей военной базы. Не подумайте только, что израильские военные так решили добить остатки крепости, сумевших пережить многие тернии. Местные артиллеристы не стеляют, а лишь имитируют учебные стрельбища.
11.

То, что совсем рядом отсюда находятся враждебные Израилю государства можно понять и по обилию колючей проволки. Шатонеф продолжает быть объектом стратегического внимания. А значит история этой крепости ещё не закончена. Противостояние миров - это прошлое, настоящее и будущее этой земли, уже многие столетия щедро орошаемой кровью. А руины Шатонефа лишь немые свидетели всех этих событий. А Израилю мне совсем не хочется говорить прощай. Намного приятней звучит - до новых встреч!
12.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png