Адрес: Панаджи, Индия. Как добраться: Старый Гоа находится в 9 км от Панаджи, оттуда легко добраться на автобусе или такси.

Старый Гоа - музей под открытым небом

Гоа - жемчужина индийского побережья, обласканного солнцем. Крошечный штат, благословенный богами, где воды Аравийского моря сливаются на горизонте с безоблачным небом, а легкий ветерок шаловливо играет с ветвями стройных пальм и густых мангровых зарослей - изумительно красив. Как только не называли его прежнюю столицу: Восточный Рим, маленький Лиссабон, миниатюрный Амстердам. Современники зовут ее городом храмов за их множество. Безмолвными свидетелями драматичного и, несомненно, богатого прошлого застыли на улицах святыни - магнит для туристов и паломников.

Вехи истории

Сложно представить, но на фантастически красочном кусочке плодородной земли поселенцы появились впервые в эпоху неолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Каджур и Усгалималь. Около 200-го г. до н. э. взморьем владела династия Маурьев, достигшая расцвета при императоре Ашоке, правившем 50 лет. После его кончины не одно поколение правителей боролось за право контроля над гоанской территорией. Шли годы, миновали века, рождались и умирали империи. В XIV ст. Гоа попал под власть Делийского султаната. Несметные богатства края привлекали внимание многих заморских гостей. Кстати, первый европеец, посетивший Индию, был тверской купец Афанасий Никитин (1471 - 1474 гг.), оставивший после себя рукописный труд в форме путевых записей "Хождение за три моря". Ему воздвигли памятник в Ревданде (2002 г.). Приблизительно через 20 с лишним лет после русского путешественника до Индостана добрался легендарный мореплаватель Васко да Гама. После чего португальцы, разгромив войско султана Юсуфа Адиль-Шаха, превратили лакомое прибрежье, приносившее баснословную прибыль, в свою колонию. Корабли, груженные доверху невесомым шелком, фарфором, слоновой костью, драгоценностями и, конечно же, специями, отчаливали от пристаней.
Old Goa объявили духовной метрополией. Для насаждения христианства сюда хлынул поток миссионеров. Вначале иноверцев просвещали убедительными доводами, ласковыми, вовремя произнесенными речами. Больше всех преуспел прибывший неутомимый проповедник Франциск Ксаверий (1542 г.). Все же местные жители обращались в чужую веру неохотно, поодиночке. Полномочный посол Ватикана попросил Иоанна III (Папу Римского) срочно ввести инквизицию для искоренения ереси. Усилия увенчались успехом. На площади запылали инквизиторские костры, куда бросали еретиков. Признавшихся в греховности перед сожжением "милосердные" палачи душили, облегчая их муки.
Запрещалось свершать национальные свадебные обычаи, носить традиционную одежду, завязывать нити, указывающие на принадлежность к касте. Детишек крестили насильно, без согласия родителей, сирот определяли в колледж, воспитывая в христианском духе. Разрушили более 500 индуистских святилищ. К XVII в. сменили веру 175 тыс. гоанцев, преимущественно бедняков. К концу того же столетия обрушилась беда, принеся разорение. Страшные эпидемии малярии потом холеры собирали немалую жатву. Перепуганные люди массово бежали, покидая родные жилища. Мор вынудил администрацию заняться строительством нового городка, отдаленного от болот, кишащими комарами - переносчиками болезней. Так родился стольный град Панаджи. Свобода от европейцев-колонизаторов наступила 30 мая 1987 г., когда регион официально провозгласили 25-ым штатом Индии.

Сегодняшний день

Португальское господство не минуло бесследно: сейчас 40% населения - католики, причем истинно преданные. Словно в калейдоскопе колоритно перемешались здесь индийские и европейские культуры. Нередко возле домов - кресты, статуи Богородицы. Удивляет внешний облик горожан, в чьей крови слились воедино изящество Востока и открытость Запада. Многие католички предпочитают носить современные стильные западные наряды. Замужние женщины заменили алые полоски в проборе прически (синдур-дана) обручальными колечками. Напоминающие о былых временах сакральные архитектурные шедевры - визитная карточка старого Goa.

Кафедральный собор С Е

Сердце наполняется благоговейным трепетом, глядя на столь величественное белоснежное сооружение, выстроенное с невообразимым размахом. Его считают наибольшей католической святыней в Юго-Восточной Азии (76х55 м). В честь Св. Екатерины возвели не зря. В марте 1510 г. знаменитый воевода Афонсу ди Албукерки, прорвав оборону мусульманской армии, ворвался в город. Но торжествовать было рано. Защитники стояли насмерть и уже через пару месяцев вытеснили неприятеля. Окончательная победа чужестранцам досталась нелегко, лишь после повторного ожесточенного штурма удалось захватить цитадель. Знаменательное событие совпало с празднованием памяти Св. Катерины (25 ноября). Решив, что это - знамение свыше, приняли решение построить храм, посвятив его великомученице. Костел, выросший из камня и соломы с глиной, выглядел весьма скромно.
В 1562 г. вместо него дон Франсишку Коутинью (вице-король Индии) велел построить намного грандиознее здание, призванное олицетворять непобедимое могущество колонизаторов, господствующих на территории от Атлантического до Тихого океана. После освящения (1640 г.) его достраивали на протяжении 12-ти лет.
Асимметричность фасадной части за счет одной 33-метровой башни производит странное впечатление. Непроизвольно возникает вопрос: "А где вторая?" Оказывается, она рухнула от попавшего грозового разряда (1776 г.). Восстанавливать не стали, постройка приобрела оригинальный асимметричный вид. Резные детали, витражные стрельчатые окна подчеркивают вертикаль.
На колокольне - "золотой колокол", отлитый в Кандолиме (1652 г.), нареченный так за великолепнейшее звучание. Он все еще звучен и по-прежнему громок. Когда-то раздававшийся мелодичный перезвон, слышимый на расстоянии 14 км, пугал индусов неимоверно, оповещая о начале публичной казни, проводимой прямо пред фасадом на рыночной площади, где зловеще полыхал огонь, стояли орудия пыток, ожидая очередных жертв.
Сейчас здесь радуют взор благоухающие цветы, растущие посреди сочной зеленой травы, кустарники, раскидистые кроны деревьев-долгожителей, под которыми мог бы укрыться целый супермаркет. Пред входом расположена прославленная восьмигранная купель, где проводился обряд крещения новообращенных. Напротив ворот возвышается на постаменте фигура Иисуса, раскрывшего объятия всему человечеству.
Над порталом - пятиконечная звезда, символ Рождества Христова. Внутреннее убранство, выполненное в античном стиле, смотрится роскошно. Вызывают чувство восторга высокий свод, ровные ряды колонн, украшенных вверху орнаментом из листьев аканта, похожих на медвежьи лапы. Восемь арочных капелл заполняют пространство центрального нефа. Главный позолоченный алтарь (всего 15) предназначен Екатерине. На шести панелях показаны сценки ее земного жития. По бокам - изображения праведников Петра и Павла. Рядышком - орган, датируемый XVIII в.
Самая ценная реликвия - чудотворный крест, помогающий избавиться от разных заболеваний. Как гласит легенда, его вырезал из дерева набожный пастух, установив на горе Боа-Вишта. В феврале 23 числа 1619 г. на распятии случилось явление Господа, после чего оно выросло в точности до голгофского. Пришлось расширять дверной проем, чтоб внести его. В специально приготовленном футляре, где поместили ценность, сбоку проделали небольшое отверстие, позволяющее проникнуть руке. Прикоснувшись, надо загадать желание, доброе непременно сбудется.
До сих пор здесь ведутся службы, собирающие толпы прихожан. В полу, стенах - захоронения священнослужителей и высокопоставленных знатных особ, на что указывают таблички с надписями. Живые и мертвые предстают пред Всевышним вместе. Одни воздают ему хвалу молитвой, другие спят вечным сном по соседству.

Сокровища археологического музея

Он разместился недалече, в бывшем монастыре францисканцев. У основного портала - вылитая из бронзы скульптура адмиралу Афонсу, достигающая вышины 3, 6 м. Выдающемуся воину при жизни дали прозвище "Португальский Марс". Здесь прописалось бронзовое изваяние лиссабонского лирика Луиса де Камоэнса, умершего 56-летним. Его именем назван кратер на Меркурии.
Взирает на пришедших с портрета Васко да Гама. Особый интерес у посетителей вызывает макет флагманского судна с поэтическим названием "Сан-Габриэль", на котором бесстрашный навигатор достиг "страны пряностей". Статуи индуистских божеств, лингам Шивы, старинные свитки, манускрипты, барельефы, морские карты, выставка оружий представлена на суд зрителей.
Верхний этаж занимает портретная галерея, где можно познакомиться с губернаторами и вице-королями Португалии. Разглядывая различные лица, написанные художниками под влиянием талантливых мастеров Италии, как бы соприкасаешься с историческими моментами, наполненными захватывающими приключениями и невероятной жестокостью при открытии загадочных неведанных земель.

Базилика Бом-Джесус

Пожалуй, не отыскать во всем государстве более намоленного, энергетически сильного места, чем находящееся через дорогу крестообразное в плане здание (56х17х19 м) в стиле барокко, известное всему римско-католическому миру. Возведение велось по проекту флорентийского архитектора, скульптора Джованни Баттиста Фоджини. В качестве стройматериала выбрали гранит и довольно распространенный для тропиков красный латерит. Строительные работы, стартовавшие в 1594 г., завершились в рекордные сроки, спустя 11 лет. Освятил церковь архиепископ Алексий де Менезес (май 1605 г.). Название ее означает в переводе "Благой Иисус".
Прорезанный шестью окошками фасад разделен на 3 яруса, имеет три двери. Декором служат колонны дорического, коринфского и ионического ордеров - классические элементы архитектуры Древней Греции.
Внутри царят умиротворение и покой. Интерьер поражает утонченной изысканностью. Пол, выложенный беломраморными плитами, инкрустирован полудрагоценными каменьями. Под хорами с правой стороны - алтарь Св. Антония, слева - деревянная фигура Ф. Ксавьера. У северной стенки - кенотафий благодетеля Херонимо Маскаренаса, погибшего в 1593 г. На завещанные им деньги производились работы. Напротив - резная кафедра с балдахином для ведения службы, разукрашенная обликами Сына Божьего, евангелистов, церковных учителей. В центральной части - барочный золоченый алтарь высотой 16 м, шириной 9, на возвышенности - очаровательный Божественный Младенец в неземном сиянии. За его спиной - трехметровое изваяние основоположника иезуитского Ордена Игнатия Лойолы. Взгляд заступника христианского учения обращен вверх, к солнечному медальону, где выгравирована аббревиатура "I H S" - монограмма иезуитов.
Миллионы верующих, даже из дальнего зарубежья, устремляются сюда с единственной целью: поклониться останкам Ксаверия, причисленного к лику блаженных (1622 г.). Падре Санто, как прозывали его, сумел направить на путь праведный сотни тысяч еретиков и язычников. Он грезил христианизировать Поднебесную, куда и отправился (сентябрь 1552 г.). Читая мессу на острове Шангчуан, потерял сознание. 48-летний апостольский нунций, недолго мучаясь лихорадкой, скончался 2 декабря этого же года. Верный прислужник Антонио, поместив покойного в сколоченный им гроб, заполнив известью, похоронил временно на чужбине.
Через два с половиной месяца, когда его перевозили на корабле, капитан приказал открыть надгробную крышку. Люди не верили глазам: тело превосходно сохранилось. По прибытию в Малакку, его перезахоронили в саване, как требовала тогдашняя традиция. В хрониках отмечено: свирепствующая на азиатском континенте чума прекратилась во время его похорон.
Доставленные в церковь мощи после 16 месяцев остались нетленными. Трое суток желающим разрешали к ним приближаться. Много чудес произошло. Казалось, сама смерть отнеслась с уважением к рыцарю-миссионеру, коего здешний люд считает покровителем.
Серебряный гроб установлен в усыпальнице из мрамора и яшмы. 10 лет над ней трудился ваятель Джованни Фоггини, получив в благодарность на вечное сохранение подушку, где некогда лежала голова Франциска. За длительный усердный труд щедро заплатил мастеру тосканский герцог Козимо III Медичи. Говорят, хрустальный колпак добавили после печального случая, когда прихожанка в порыве экстаза оторвала кусочек священной плоти. Единожды в десятилетие останки выносят на обозрение. Последний раз важное событие припало на 2014 г.

Церковь Св. Каэтана

Проходя по улице Ruo Direita, нельзя не задержаться возле снежной белизны чудо-здания, увенчанного двумя близнецами-башенками и огромнейшим куполом, видимым издалека. Оно единственное в своем роде. Появилось благодаря монахам-театинцам.
Основали орден К. Тиенский (заступник рожениц) из знатной дворянской семьи и архиерей Театинский, ставший в будущем понтификом Павлом четвертым. Их цель - через проведение реформ в среде духовенства спасти души человеческие. Священники, живя в обществе, должны были трудиться на пользу морального и религиозного совершенства, приняв строгие монашеские обеты: целомудрие, полное послушание, отказ от богатства. Их благородные деяния процветали в Европе, Америке, Персии.
Однажды по распоряжению Урбана VIII иноки приехали распространять истину Христа в Голконду, но их не пустили (1639 г.). Пораздумав, слуги божьи осели в гоанской местности. Решив возвести больницу, вновь столкнулись с препятствиями. Вице-губернатор категорически был против лечебницы, ультимативно потребовав немедленно убираться за пределы колонии. Один из братьев направился на аудиенцию к Его Высочеству Жуану IV с просьбой позволить продолжить начатое дело. Монарха настолько поразила решительная настойчивость пресвитера, что он согласился, а через пять лет дал добро на построение монастырской обители и церквушки. Так выросла красивейшая базилика, похожая на римский собор Петра не случайно: его и брали за образец (1661 г.). Вначале строение назвали в честь Богородицы Божественного Провидения, потом переименовали.
При входе, на порожке, написана фраза: Domus mea Domus Orationis, означающая в переводе с латыни "Дом мой - это дом молитвы". Во внутреннем убранстве гармонично соединились элементы причудливого барокко с изысканным рококо. На своде, пропускающем льющийся поток мягкого дневного света, - выдержка из Евангелия. Центральный алтарь предназначен Богоматери. Слева и справа - еще по три, расписанные растительными диковинными узорами, фигурками парящих ангелочков. Оформлением алтарных образов занимались выпускники итальянской школы живописи. В нишах - статуи святых.
Под нефом при раскопках обнаружили колодезь. Мнения о происхождении находки разделились. Одни исследователи утверждали, что зодчий умышленно предусмотрел водный источник, дабы муссонные ливневые дожди не подмывали фундамент. Другие указывали на находившееся там ранее языческое святилище. Родник - его частица.
Крипта - хранилище свинцовых гробов с забальзамированными телами иноземных чиновников. Отсюда их отправляли в последний путь на родину для погребения. Некоторые пробыли в склепе свыше 30 лет, пока уехали домой.
Среди ухоженного церковного сада застыл задумчиво на пьедестале каменный Каэтан, окруженный живой изгородью из подстриженных, как под линейку, кустов. На плечах - черная ряса, в руках - книга, четки. За ним виднеется семинария. Учебное заведение, готовящее пастырей, функционирует и ныне. В глубине видятся фрагменты королевских ворот, ведущих к некогда роскошному прекрасному дворцу, которого больше нет.

Это всего лишь маленькая крупица того, что можно здесь увидеть. XVIII век внес кардинальные изменения: правящие круги запретили любую миссионерскую деятельность. Культовые постройки опустели, паства разбежалась, кто куда, столица переехала. А жизнь продолжается, бьет ключом, и каждый в ней счастлив своим счастьем. Сегодня действующих храмов осталось единицы, большинство - немое напоминание о значимых фактах истории, канувших в вечность.

Через некоторое время после основания Гоа был присоединен к португальской колонии, и даже определенное время был его столицей. С самого начала город представлял собой форт, окруженный водой и защитными частоколами. На его территории были построены мечети и резиденция правителей. В 1550 году португалец Афонсо Де Альбукерке присоединил форт себе и сделал его колониальной столицей. В доказательство своей власти он уничтожил всех мусульманских жителей на территории крепости. Через пару столетий произошла крупная эпидемия, из-за которой все жители переселились в Панаджи, располагавшийся неподалеку. На сегодняшний день Старый Гоа и его здания представляют историческую ценность. Познакомимся с самыми интересными из них.

Базилика Бом Хесус

В этом месте находятся останки гоанского покровителя Франциска Ксавьера. В середине 20 века здание стало называться Малой Базиликой. Основано оно благодаря иезуитам, создавшим здание, сочетавшее в себе несколько необычных стилей. В Гоа нет подобных храмов, ведь построена Базилика без использования лепнины.

Внутреннее убранство храма достойно отдельного описания. В центре располагается алтарь, окруженный статуями из позолоты. Ризница украшена мрамором и драгоценными камнями. Здесь же находится гробница, созданная в 1698 году архитектором из Флоренции Джованни Фоджини. Все финансовые затраты тогда легли на плечи герцога Тосканского Козимо III. Святые мощи уложены в раку, вырезанную полностью из серебра. В ней есть несколько маленьких окон, где видно части тела гоанского покровителя.


Собор Святой Екатерины

Построен собор был португальскими мастерами. Строительство длилось ровно девяноста лет. Такой срок не случаен, ведь в результате появилось сооружение, ставшее самым большим храмом в Азии. Для португальцев привычным считается тосканский стиль, который и стал основным в архитектуре собора. Это великолепное сооружение имеет длину 76 метров, а ширину – 55. С самого основания собор окружали две сторожевые башни, но в 1776 году они обвалились. Со временем святыню восстановили, поэтому в настоящее время она имеет довольно необычный вид. Помимо всего прочего собор прославился своими колоколами. В одной из башен установлен самый большой колокол в Гоа, который местные жители прозвали «золотым». Его удивительный звон даже вдохновил одного писателя на написание стихотворения. Во времена инквизиции колокольный звон предупреждал о начале казни преступников.

Алтарь собора построен в честь святой женщины. У самого входа можно видеть купель, где покровитель Гоа встречал и крестил всех желающих. Каждое десятилетие сюда привозят его останки, чтобы местные жители или туристы смогли помолиться. Стены собора украшены многочисленными фресками, изображающими жизнь и мучения Святой Екатерины. В одном из залов можно также увидеть крест, который, по преданию, лечит больных людей. Он помещен в специальный короб с отверстиями, через которые можно коснуться к святыне.


Церковь Святого Каэтана

Эта церковь считается самой красивой в Старом Гоа. Частенько ее сравнивают с храмом Святого Петра. Возведено сооружение было в середине 17 века. Внутри церковь оформлена в барокко, а снаружи в коринфском стиле. В главном зале находятся многочисленные статуэтки ангелов и индийских мучеников. Среди всего убранства церкви выделяется деревянный колодец, стоящий на платформе. По мнению служителей церкви и местных жителей, это все, что осталось от прошлого индуистского храма.


Церковь Святого Франциска

Построена церковь в начале 16 века монахами. Но практически сразу было приказано ее снести. Современное здание появилось только в 1661 году. Воспоминанием о предыдущем сооружении стал вход, который решили оставить. Во времена властвования дона Мануэля был создан одноименный стиль, который нашел себя в архитектуре церкви. Двери украшены глобусами, окружающими крест, символизирующий португальские корабли. Также внимания туристов заслужили стены с необычным растительным орнаментом, плавно переходящим в потолок. На полу можно увидеть надгробия португальских святых.


Монастырь Святого Августина

В 1512 году августинцы построили храм Святого Августина. Со временем из маленького сооружения вырос целый комплекс, состоящий из монастыря и 4 минаретов. На тот момент это было крупнейшее сооружение в Гоа, построенное из латерита. Монастырь имел три уровня с широкими лестницами и делился на гостиницу и госпиталь.

В 1835 году, так уж получилось, но святыня оказалась заброшенной, а главный колокол перевезли в форт Агуаду. Сегодня от некогда величественного монастыря остались одни руины. В неплохом состоянии остались только одна из башен и многочисленные надгробные плиты.

Который представляет собой крепость, внутри и за пределами которой имеется плотная застройка жилых объектов, зданий и сооружений различного назначения, храмовых комплексов и т.д. На сегодняшний день крепостные стены настолько плотно и гармонично влились в общую картину населенного пункта, что их практически невозможно отыскать.

Еще не так давно Старый Гоа был столицей штата, а сегодня это одна из главных достопримечательностей вблизи в настоящее время). Расстояние от главного города Гоа до этого исторически значимого места составляет около 10 километров. Сюда ежедневно приезжают как самостоятельные туристы, так и многочисленные экскурсионные группы, которые хотят познакомиться с религиозными памятниками прошлых лет, коих здесь довольно много.

История города

Город был основан в XV веке по приказу султана Адиль Шаха, правителя Биджапурского султаната, и был одним из центральных торговых центров. На протяжении последующих нескольких веков история существования Старого Гоа неразрывно связана с португальскими колонизаторами, так как в 1510 году они отбили город у султаната.

Старый Гоа имел статус столицы вплоть до конца 40-х гг. XIX века. Свое значение город утратил из-за страшной эпидемии холеры, что разрасталась каждый день и унесла жизни сотен людей. Именно тогда было решено перенести столицу в соседний Панаджи.

Гоа находился во власти испанских колонизаторов около 450 лет, после чего, Индия приобрела независимость и решила вернуть отобранные земли обратно в свои границы. В итоге военной операции армия Индии разгромила испанцев и объявила штат Гоа союзной территорией своего государства.

Как добраться?

Старый Гоа – это отличное экскурсионное место, где можно узнать много нового о стране, познакомиться с ее историей, культурой и религиозными предпочтениями. Сюда можно добраться несколькими способами:

  1. Экскурсия в Старый Гоа, куда помимо осмотра достопримечательностей этого города в программу тура будет включено еще масса всего интересного;
  2. отправляться в путешествие самостоятельно на арендованном транспортном средстве (машина, мопед, байк и т.д.);
  3. отправить в поездку на общественном автобусе. Дорога в этом случае не займет много времени и обойдется крайне дешево.

Если вы выбрали второй вариант путешествия, то будьте внимательны: мало того, что на подъезде в Старый Гоа довольно часто можно встретить дорожную полицию, поджидающую туристов, так еще на дороге от Панаджи есть небольшой опасный участок пути, где трасса довольно узкая, а движущиеся большегрузы двигаются практически по всей ширине дороги (их очень неудобно объезжать).

Достопримечательности

Сохранившиеся до нашего времени достопримечательности Старого Гоа – это в первую очередь многочисленные храмовые и постройки и иные строения религиозной тематики.

Так, среди самых посещаемых и интересных храмов Старого Гоа выделяют Базилику Бом Хесус (Иисуса Милостивого). Именно здесь хранятся мощи святого покровителя Гоа. Здание было воздвигнуто иезуитами. В своем оформлении оно сочетает в себе несколько стилей (ионический, коринфский, дорический и т.д.). Что примечательно, базилика является единственным в Гоа храмом, наружная сторона которого не украшена лепниной.

Примерно один раз в десятилетие туристы могут попасть на демонстрацию мощей Святого Ксавьера. Правда, когда это было в последний раз, собралось более миллиона паломников со всего земного шара.

Собор Святой Екатерины расположен практически напротив Базилики Иисуса Милостивого и по своим размерам считается самым большим собором на территории Азиатского континента. Одновременно с этим эта церковь считается еще и одной из самых первых, что появились здесь. Своему возникновению церковь обязана португальцам, которые в 1510 году в честь завоевания этих мест решили воздвигнуть собор. Этот религиозный объект оформлен в традиционном тосканском стиле. За время своего существования он неоднократно перестраивался и достраивался. Сегодняшний свой вид собор получил примерно в 1652 году. Собор Святой Екатерины хранит в себе множество интересных культовых предметов. К примеру, здесь хранится пять массивных колоколов, один из которых «золотой» — самый крупный на Гоа. В третьей капелле находится еще одна достопримечательность – «растущий крест», исполняющий желания верующих. Имеется легенда, гласящая о том, что некий пастух, вырезая деревянный крест для своего дома, увидел Иисуса, поэтому крест стал считаться животворящим. Было принято решение о его хранении в специальной часовне. Пока строилась эта часовня, крест сильно вырос. Ходят слухи, что он растет и сегодня благодаря исполненным желаниям прихожан.

Если зайти за собор, то вы увидите здание галереи современного искусства христиан. Сюда рекомендуется заходить только истинным религиозным фанатикам либо же тем, у кого просто много свободного времени. Остальным будет жаль потраченного времени.

Храм Святого Каэтана считается красивейшим храмовым комплексом во всем городе. Располагается он все в том же районе, что и ранее описанные религиозные строения. Этот храм очень похож на римский Собор Святого Петра. Внешнее оформление храма относится к коринфскому стилю, а внутреннее убранство соответствует стилю барокко.

Церковь Святого Франциска Ассизского уникальна тем, что все стены этого строения украшены различными изображениями, иллюстрирующими эпизоды из жизни этого святого, а пол представляет собой надгробные плиты на могилах португальцев знатных родов с их фамильными гербами.

Рядом с указанной церковью можно обнаружить одноименный монастырь, на территории которого расположен археологический музей, где собраны портреты всех губернаторов и королей, а также Часовню Святой Екатерины, что появилась здесь одной из первых после завоевания территорий португальцами.

Некогда на территории Старого Гоа располагалась красивейшая Церковь Святого Августина, но сегодня от нее остались одни руины, которые все равно считаются довольно посещаемым местом в городе. Все что осталось от величественного строения – развалины 40-метровой колокольни и несколько прилегающих к ней стен. На территории этих руин можно увидеть множество местных жителей, копающихся в земле. Считается, что в недрах находится большое количество артефактов религиозной тематики, которые как раз-таки и ищут местные археологи.

Отдельного внимания заслуживают такие объекты, как Часовня Святого Антония, Церковь Святого Ионна, которая сегодня стала домом престарелых, Монастырь и церковь Святой Моники, считающаяся теологическим центром монахов, Музей христианского искусства, рассказывающий об истории этой религиозной ветви, Церковь Богоматери в Розари, вокруг которой раскинулся красивый и тихий сад, Церковь Мадонны на горе, откуда открывается потрясающий вид на город и окрестности, и многое другое.

Благодаря многочисленным исторически значимым объектам, что расположены в границах Старого Гоа, этот город входит в список мест, отнесенных к историческому наследию.

Про старый Гоа будет совсем маленький пост. По-моему ничего интересного там особо не пофоткала. Поехали туда только чтобы отметиться. Мне было скучно и лениво. Где высадил автобус, там пошоркалась и обратно на Арамболь. Мы вообще в Гоа были теми еще амебами. Готовы были только нефига не делать целыми днями, а под вечер выплывать из своей норы в центр жизни, о которой, кстати, тоже попозже напишу.

Итак сначала немного истории. Олд Гоа раньше был столицей завоевонного португальцами штата Гоа. Основан он был около 1500 года и численность населения составляла поболее чем в Лиссабоне. Со временем из-за инквизиции и эпидемий (и сюда добрались две заразы) слава былого величественного города поутихла. Столица была перенесана в Панаджи. Кстати, это совсем рядом, буквально в получасе на автобусе.

Вообще городок и правда интересный. Там маленькие симпатичные домики, узкие, португальского типа, улочки, на которых не разъедутся два автобуса, а по реке ходят кораблики. Вообще мило. Но на это все я пялилась из окна автобуса.

Когда же вышла на нужной остановке, то не увидела ни улочек, ни домиков, а только несколько торгашей какими-то сладостями и церкви… и еще раз церкви. Справа, слева, впереди, сзади на горе и т.д. Ну красиво, но как бе я не сильно люблю достопримечательности, мне бы лучше быт аборигенов поглядеть. Но идти куда-либо по страшнущей жаре не было желания, два с половиной часа пути с тремя пересадками итак уже подшатнули мое физическое и моральное состояние. Поэтому тупо почапала в сторону, где толпились все туристы:(

Первой на пути встречается Базилика младенца Иисуса. Построена она в классическом стиле Римской Католической церкви.

При ближайшем рассмотрении весьма впечатляет.

Признаться честно, в католическом соборе я была впервые.

Жалко, что настроение тогда было так себе, а то может быть и заценила бы прекрасные залы.

Кабинку для исповеди, прямо такую же как видела прежде только в фильмах.

Мощи святого Франциска, благодаря которому и пришло христианство на индийскую землю.

Алтарьчики и еще какие-то штуки для поклонения, о которых я не в курсе, ибо так далека от всех этих католических деталей.

Какие-то путанные коридоры с картинами и мебелью. На картинах, что повеселило, все святые были сплошь исключительно людьми с явно выраженными чертами жителей Пиренейского полуострова.

Моя болезнь к потайным дверькам и ступенькам проявилась и здесь. Пыталась куда-то подняться, но там оказалось, конечно, все закрыто.

Внутренний дворик базелики, конечно, умиляет. Очень так уютно, зелено и с душой.

Есть так еще куда-то выход, но не впустили охранники. Даже не разрешили навести камеру на дверь.

Чуть сбоку от базелики есть крест, что, собственно, не удивительно:)

Достаточно перейти дорогу…

И мы видим Sé de Santa Catarina. Эта церковь считается самой большой в Олд Гоа. LP утверждает, что построена она в португальско-готическом стиле. Возможно под готикой у португальцев подразумевается нечто иное, но мне ни капли это не напоминает ее хоть отдаленно.

Внутреннее убранство поражает роскошью. Тут мне понравилось больше.

К тому же было гораздо прохладнее, такая радость средь зноя добраться до спасающего теневого зала.

Без алтаря, конечно, тоже церковь не обошлась.

Прямо напротив входа стоит статуя Иисуса Христа (ну мне показалось, что это он).

Кстати, судя по названию собора, которое я узнала только что из LP, алтарь посвящен какой-то святой Катерине. Там же я думала, что это Дева Мария, потому что у нас, в православной церкви, остальным святым так не поклоняются. Конечно, есть и Николай и Михаил и другие, но все-таки в основном Дева Мария и Иисус Христос. У католиков же чего-то все, кто себя типа хорошо вел при жизни, в святые заделываются. Я не смеюсь, конечно, над чувствами этой религии, но… тут какой-то подвох будто, чес слово, то же самое, что продавать индульгенции, мол Бог тебе все грехи простил или жечь всех женщин, у которых есть месячные, мол они от этого ведьмы. Извините, но извращение.

Прямо рядом (я бы сказала в том же здании, но вход с другой стороны) с церковью Катерины находится женский монастырь Святого Франциска. Но уже не того Франциска, чьи мощи лежат через дорогу (там Ксавьер), а другого, Ассизского, родом из Италии. В подробности не вдавалась, куда мне, свое мнение про святых католиков я уже высказала выше.

Зайти туды не удалось, шел какой-то ремонт. На улице только увидели нечто похожее на пушку.

Видимо пушка стоит в предверии Археологического музея, который по совместительству находится в этом же здании.

Буквально на заднем дворе этого здания стоит маленькая часовня святой Катерины.

Внутри пустые абсолютно стены и больше ничего. Есть правда какая-то милая терасса.

Ну вот и все. Ничего особенного. Жалко не удалось прогуляться побольше. Вышли обратно на дорогу и прыгнули в первый попавшийся автобус.

Полезное по Old Goa

Ну а теперь еще к рассказу добавлю некоторые полезности для путешественников, кто вздумает когда-либо до туда добраться.

Карта Старого Гоа

Обратите внимание сколько в округе соборов, церквей, базилик и часовен. Советую посетить побольше, чем обошла я, они все абсолютно разные и, наверняка, не менее красивые.

Как добраться на автобусе

Расскажу подробнее как добарться на автобсе из Северного Гоа. В моем случае была дорога с Арамболя. С Вагатора, Чапоры, Анджуны и т.д. путь будет в принципе таким же.

1. Сначала едем на автобусе до Мапсы (Мапусы), столицы Северного Гоа. Проезд стоит 8-15 рупий в зависимости от удаленности вашего пляжа. От Арамболя оф. цена по состоянию на весну 2008 и весну 2009 была 12 рупий.

2. В Мапсе садимся на автобус до Панаджима (Панаджи), столицы штата Гоа. Найдете автобус на той же станции, на которой сошли. Там кричат зазывалы. Билет до столицы стоит 8 рупий.

3. В Панаджиме идете налево, на площадь, где стоят автобусы в сторону юга и спрашиваете в Олд Гоа, вам укажут. Там автовокзал один, но просто в зависимости от направления автобусы кучкуются в разных местах. Запомните, что надо налево чуточку пройти. Проезд стоит 7 рупий. Ехать около получаса. Автобусы не набиты, если только в выходной или в праздники. Остановку, где выйти, вам люди или кондуктор укажут, только предупредите заранее, чтобы они вам сказали.

Вот вроде и все:) Задавайте вопросы, если что, не стесняйтесь;)

Знакомство с колониальным стилем и португальским наследием в Гоа можно считать неполным и даже несостоявшимся, если вы не добрались до Старого Гоа. Городок хоть и маленький, заплутать и пропустить все самое интересное, предавшись созерцанию неожиданных для Индии видов, можно весьма легко. Мы подготовили свой личный перечень того, что обязательно нужно посмотреть в Старом Гоа.

Часто в сети при запросе «Что посмотреть в Пананджи?» или «Что посмотреть в Гоа», «Достопримечательности Гоа», можно встретить фотографии полуразрушенной церкви, широкого проспекта и отреставрированных белых храмов. Их можно очень долго искать потом в городе, плутая по узким улочкам некогда португальского города, и так и не найти. Почему? Ответ очень, прост – все эти фото сделаны не в Пананджи, а в соседнем городе.

Хотя, наверно называть Старый Гоа городом, значит слукавить. По большому счету, речь идет лишь об отдельно взятом районе, которому удалось избежать разрушения и перестроек, и который теперь включен в список всемирного наследи ЮНЕСКО (о своих сомнениях относительно пользы включения в этот самый список, ).

На достаточно небольшой площади разместились несколько соборов, колоколен и даже музей, правда тоже перестроенный из церкви. Кстати, большинство из церквей действующие, и требования к одежде при их посещении, предъявляются те же, что и в Пананджи в .

Все они с одной стороны похожи – все же период создания весьма короткий, назначение построек схожее, да и архитектурные тенденции в те времена не менялись так быстро и кардинально как сейчас. А с другой стороны, именно благодаря своей схожести, формируют весьма интересный и заслуживающий внимания архитектурный ансамбль.

Первое что бросается в глаза – это непривычная для Индии чистота: мусора нигде нет, впрочем урн тоже; газоны ровно пострижены, политы и облагорожены; жухлая трава убрана. Если бы я только приехала из Европы или , то наверно, даже не обратила на это внимания – ну а что здесь необычного, он в Индии суай ☺. Но прожив в Гоа 5 месяцев, я пониманию, что для Индии такая любовь к напидара наведению марафета не свойственна. Вот, кстати, интересно, как их заставили так трепетно следить за порядком в Олд Гоа? Понятно, что деньги решает многое. Но кто осуществляет контроль качества? Португальцы? Англичане? Цапли ☺?

Начать знакомство, пожалуй, стоит с Базилики Бом Иисуса . Не заметить ее невозможно – она весьма сильно отличается от всех остальных построек, кроме того именно к ней вас будут заманивать экскурсоводы всех мастей, так лучше сразу покончить с этим вопросом и с чистой совестью, но не с пустым кошельком, отправиться дальше.

Базилика была построена и освещена в конце 16 – начале 17 века и считается ярким примером португальского барокко. До сих пор она является одной из самых богато отделанных церквей в Гоа: пол из белого мрамора с вставками из полудрагоценных камней, позолоченный алтарь с искусной резьбой, расписные стены.

Довольно интересно и само название церкви «Бом Иисус» — это своеобразный способ выказать почтение и любовь к Богу, так как с португальского переводится примерно как «благой, святой младенец Иисус».

Около нее толпится огромное количество помогал всех мастей, но основное направление – это гиды–экскурсоводы. Вестись на эту удочку не стоит по нескольким причинам.

  • Вещать они могут только при выходе, а дальше вас попросят соблюдать молчание;
  • Академическими знаниями в английском они так же похвастаться не могут, так что рассказ будет вестись на хинглише (адская смесь английского, хинди и невероятного акцента), насколько он будет вам понятен – бооольшой-большой вопрос;
  • Историческим или культурологическим образованием местные экскурсоводы тоже похвастаться не могут, поэтому у каждого будет своя версия событий, весьма далекая от правды (например, по одной из их чудесных версий, базилику построил Васка де Гамма – ага, лично ☺).

Так чем же так знаменита эта базилика, что вызвала такой небывалый ажиотаж? В ней хранятся останки португальского миссионера Франциска Ксавьерия, который, как мы уже рассказывали, позже был канонизирован и считается небесным покровителем Гоа.

Вообще, личность Франциска Ксавьерия, как и многих других исторических персоналий, более чем неоднозначна. Он сумел весьма сильно отличиться не только в истории Гоа, но и во всем католическом мире. Франциск Ксавьерий отбыл из Португалии в 1541 году и больше никогда уже не возвращался в Европу. Его миссионерская деятельность затронула не только Индию, но и многие другие страны: Китай, Японию, Мозамбик.

В португальской Индии под патронажем Франциска Ксавьерия строились школы, храмы, больницы. Кроме того, он возглавлял колледж Святого Павла в Гоа, который в дальнейшем стал первым миссионерским пунктом иезуитов в Азии. Естественно, он так же занимался просветительской деятельностью, обращал в христианство неверных, а, кроме того, был одним из главных поборников нравственности и морали среди самих колонизаторов и миссионеров.

Мощи Франциска Ксавьерия (правда не все: его ногти, инкрустированные бриллиантами, переданы в Чандору) хранятся в серебряном гробу, который открывают для всеобщего обозрения раз в 10 лет. Последний раз это происходило в 2014 году. Раньше каждый желающий мог прикоснуться к его нетленному телу, но теперь оно отгорожено стеклянной крышкой гробницы. Причина проста: одна особо истовая верующая, вместо того чтоб просто прикоснуться к мощам или поцеловать их, откусила Святому Франциску палец.

Помимо размеров (длина 76 метров, ширина – 55), Собор Се может похвастаться и сроками, правда в плохом смысле: его строительство заняло почти 90 лет. С этой церковью связано несколько легенд и культовых артефактов (фотографировать, естественно, ничего нельзя):

  • Золотой колокол (Golden Bell) — он находится в колокольне собора и является самым большим в Азии (сделан, естественно, не из золота);
  • Капелла чудотворного креста (Chapel of the Cross of Miracles) – в ней находится крест, который, по легенде, волшебным образом увеличился в размерах, уже после своего создания.
  • Позолоченный̆ и украшенный орнаментом экран, расположеный̆ за алтарем (Reredos), который̆ изображает жизнь святой̆ Катерины, которой, собственно, и посвящен собор. Она была обезглавлена в Египте в Александрии, так как отказалась отречься от своей веры.

Около собора находится Археологический музей , вход в который стоит символические 10 рупий, бумага, на которой печатают билеты обходится и то дороже. Сам музей не представляют ничего особенно интересного — галерея портретов португальских вице-королей, бронзовые статуи разных времен, фрагменты индуисткой храмовой скульптуры, нечто под названием «героические камни» (hero stones) и т.д. и т.п. Музей штата Гоа в Пананджи показался нам намного интереснее, хотя, конечно, каждому свое.

На той же ухоженной территории находится еще несколько церквей, храмов и прочих построек разной степени разрушенности. У каждой, наверно, есть богатая история, но визуально они ничем особо не примечательны.

Если после этого экскурса в историю и религию еще остались силы, можно побродить по городу и добраться до развалин монастыря святого Августина . Сами развалины весьма живописны, но при этом депрессивные. Весьма меланхоличное место, навевающее мысли о вечном и о смерти. Наверно, именно такое настроение и должны создавать католические постройки.

А вообще, в Старом Гоа можно бесконечно перемещаться от храма к храму: большой храм сменится маленьким, действующий – закрытым, разрушенный – отреставрированным. Их так много, но они так похожи, что через какое-то время начинает рябить в глазах и они сливаются в одно большое пятно без каких-либо опознавательных знаков. Так что, тут главное не переусердствовать.

Если честно, то я долго думала, что Старый Гоа – это еще одно название города Пананджи – нынешней столицы Гоа или его района, но я ошибалась. Последнее время это происходит довольно часто, но мы ведь для того и путешествуем, чтобы узнавать что-то новое и развеивать свои заблуждения и стереотипы ☺. Так вот, Старый Гоа – это бывшая столица и оплот португальской и католической власти в Гоа. Сегодня это совершенно кукольный город – музей.

Никакой настоящей жизни в этом месте искать не стоит. Все выглядит так, как будто из-за угла сейчас выбежит злой помощник режиссёра и начнет тебя выгонять, чтоб ты не мешался в кадре ☺. Даже туристы здесь очень колоритные: яркие, сочные – таких обычно в кино показывают. Видно, что ткани и украшения у мумбайских гостей очень и очень недешевые, разительный контраст с арамбольской модой.

Здесь нет лотков с местной едой – только фрукты, вода и мороженное. И все, естественно, втридорога. Так что о перекусе лучше позаботиться заранее. Зато полно «помогал», которые организовали платную парковку в ста метрах от бесплатной и навязчиво направляют на нее зазевавшихся водителей; не в меру пылких экскурсоводов, готовых передраться между собой за туриста, а так же вездесущих собак.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png