Следующая серия постов будет о нашем опять кратком, трехдневном, но весьма насыщенном путешествии по югу Хорватии. В Дубровнике я бывал многократно, потому его мы проехали мимо и первой остановкой на нашем пути был город Стон, находящийся на перешейке, соединяющем материк с вытянутым полуостровом Пелешац. Собственно это два отдельных городка Велики и Мали стон, расположенные на противоположных склонах одной горы, соединенные между собой двумя линиями средневековых крепостных стен. Сегодняшний пост будет посвящен Большому Стону, отдельные посты будут о прогулке по стене и Малом Стоне.


Как всегда, в начале немного истории. Местность эта была населена еще в эпоху иллирийцев и римлян. Активность начинает проявляться в раннем Средневековье, когда за полуостров борются различные славянские протогосударства - жупы, владели им какое-то время в Первоначально, город, будем называть его Старый Стон находился немного в стороне от сегодняшнего, на склонах холма Горица. Там и по сей день сохранилась церковь и остатки старых строений. (К сожалению, в ту поездку, это место выпало из поля моего внимания, как и кое-что еще, но я обязательно это наверстаю в будущем). В начале XIV века городом завладевают дубровчане. Именно тогда начинается строительство двух отдельных городов, соединенных стенами и защищенными крепостями. Место это было очень важно для Дубровника и в стратегическом, и в экономическом плане. Система укреплений Стона защищала полуостров с суши, а главное - обороняла солану, место добычи соли, функционирующее и по сей день. В те времена соль, когда не было холодильников, соль была стратегическим продуктом, сравнительно с сегодняшней нефтью, и обладание таким серьезным источником дохода было просто жизненно необходимо для Дубровницкой республики, которая, чтобы сохранять фактическую независимость должна была постоянно выплачивать дань своим грозным соседям - сначала Византии, потом сербам и боснийцам, а затем и туркам. Так продолжалось до начала XIX века, времени конца Дубровницкой республики. После Наполеоновских войн эти земли отошли австрийцам, которые разобрали часть стен, утративших свое военное значение.

Во время нашего пребывания в Стоне осенняя балканская погода постоянно менялась с ласково солнечной на грозно облачную и обратно. Но до дождя дело не доходило. Потому не удивляйтесь совершенно разному небу на фотографиях. Все они сделаны практически в одно время.

2. Первым делом обычно вот такую картину видит прибывший в Велики Стон (или чаще просто Стон) путешественник. Город, крепостная стена над ним и две стены, опоясывающие гору и ведущие к Малому Стону. Ряд домов, который вы видите слева в прошлом тоже был закрыт стеной, ее за ненадобностью разобрали австрийцы в XIX веке.

3. Городские кварталы представляют собой правильно расчерченные прямоугольники, мы отправились прогуляться среди старых строений Стона, осмотреть город, а заодно и выпить где-нибудь кофе.

5. Очень интересный дом, сохранил готические элементы - окна. И любопытно - на два окна три отдельных широко расставленных верхних проушины для венецианских ставен. Нижних консолей четыре, расположены они как обычно - по краям окон.

6. По-моему, отличное место, чтобы позавтракать.

7. Пока ждем завтрак, можно совершить краткую пробежку с фотоаппаратом в округе с целью сделать несколько "атмосферных" (я не понимаю до конца значения этого слова, никто объяснить мне его не может, но частенько употребляют в комментариях относительно моих фото) снимков.

8. Замечательный портал, так и тянет узнать, что за ним.

10. Возле нее городской фонтан. Раньше ведь не было водопроводов, а когда появился, опять же был не у всех.

11. Возле ратуши форт Велики Каштео. Название не оригинальное, "большой замок", как вы понимаете, означает. На ремонте. Новоделят его по полной. И вот, что здесь сразу бросается в глаза. Внутренняя часть - старая средневековая, до эпохи огнестрельного оружия, построена дубровчанами, когда они получили Стон, т.е. в начале XIV века. А вот внешнее обрамление, явно позднее, XV-XVI веков, венецианское по стилю. Вспомните крепостные стены Котора или Старого Бара. Между тем, я не смог найти никакой информации ни о времени перестройки форта, ни о том, чтобы Стоном владела Венеция в то переходное время. Появилось огнестрельное оружие, и все старые крепости пришлось перестраивать в связи с этим революционным изменением в боевых действиях. Загадка. Либо Дубровник строил по венецианским технологиям, либо заказывали венецианских мастеров.

12. Обойдем с другой стороны. Типичная венецианская бастия примыкает к старой (теперь уже новой, новодельной) стене.

13. Жаль, из-за реконструкции внутрь не зайти. Но есть же квадрокоптер. Да, все так и есть. Старый форт в обрамлении стен и невысоких башенок - бастий эпохи первой артиллерии.

14. Ну раз уж мы взлетели, имеет смысл сразу показать с воздуха все остальное, интересное. Вот он Большой Стон целиком. Перед нами руины церкви Св. Влаха, о ней чуть позже. Вдали слева монастырь Св. Николы, его покажу в отдельном посте. А вот за монастырем западный участок стены аналогичен форту с предыдущих фото, высокие средневековые стены, обрамлены низкими, эпохи появления огнестрельного оружия. Отсюда их практически не видно, очень жалею, что не пошел на ту часть стен. Еще один повод вторично посетить Стон.

15. Поднимем повыше нашу летающую машинку. Все на ладони - форт (я так понимаю, раньше он был соединен с городской стеной в единое целое, город, уходящие на гору стены, и даже кусочек той самой соланы попал в кадр.

16. Вот она, солана. И старое здание сохранилось. Смотрите, его стену укрепили контрфорсами, видимо, имела тенденцию падать.

17. Вернемся на землю и продолжим нашу прогулку. Црековь Св. Влаха, небесного покровителя Дубровника. Тоже на ремонте. История говорит, что первая церковь была здесь еще в XIV веке. Она неоднократно разрушалась, пострадала и в самое разрушительное землетрясение в этих краях в 1667 году. В нынешнем виде, сочетающем в себе элементы готики и византийского стиля в кладке, была построена уже в конце XIX века. Новое землетрясение 1979 года снова разрушило церковь. Сейчас идут восстановительные работы, внутрь опять же не попасть.

Устричная столица Европы, действующие со средневековья солончаки и многокилометровая, взбирающаяся высоко в горы, стена - все это про небольшой город Стон, расположившийся на полуострове Пелешац в Хорватии.


Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

Стон

Из западной части Хорватии в город Стон можно попасть двумя способами - по обычной автомобильной дороге через Боснию и Герцеговину или же на пароме. Чтобы разнообразить поездку и не ставить два лишних штампа в загранпаспорта, мы выбрали второй путь.

Паромы курсируют между городами Плоче (Ploče) и Трпань (Trpanj) всего несколько раз в день. Отчаливать в 10:15 нам показалось слишком поздно, и потому мы решили приехать к парому, отходившему в 7:30. Так как до Плоче нужно было еще доехать, нам пришлось встать в пять часов утра, и мы уже в это время почувствовали, как жарит солнце: на улице, несмотря на ранний час, было 24 градуса.

Билеты на паром можно купить через интернет, а можно прямо у причала в кассе. Мы выбрали последний вариант. Следует уточнить, что билет дают один, и он действителен на любой паром Плоче-Трпань в этот день, то есть к конкретному времени билет не привязан. Именно поэтому мы выезжали так рано, чтобы успеть встать в очередь на паром, отчаливающий в 7:30. Мы не знаем, меняется ли расписание от года к году, поэтому перед поездкой рекомендуем уточнить его на сайте сайте паромной компании Jadrolinija.

Касса располагается в доме через дорогу от причала, примерно напротив середины накопительной площадки. Найти кассу просто: это единственное заведение, к которому будет стоять очередь из нескольких человек.

Еще одним аргументом в пользу покупки билетов на месте были сомнения о том, нужен ли Сереже отдельный билет как водителю. Например, на паромах в мы платили только за машину и пассажиров, а за водителя - нет, поскольку считается, что машина не может путешествовать без водителя. Оказалось, что в Хорватии отдельный билет водителю все же нужен - он стоит около 4,5 евро. Билет на машину обойдется в 20 евро. А еще на кассе нам сказали, что паром идет полтора часа, а не один, как было написано в интернете. Но по факту выяснилось, что интернет был прав, и на берегу мы были уже в 8:25.

После погрузки на корабле осталось место еще на 10-15 машин. Здесь их ставят не так плотно, как на больших паромах, которые пересекают, например, Балтийское море. Припарковав свои машины, народ вышел на палубу - все, кроме водителей грузовиков, которые остались спать рядом со своим грузом.

На другом берегу нас ждал виноградный бум: то и дело мы проезжали мимо виноградников, винарий и винных магазинов. Мы так и не остановились для дегустации, но постоянно задавались вопросом - интересно, вино здесь такое же кислое и сухое, как продается в хорватских магазинах?

Вообще, пейзажи, сопровождающие наш путь, очень напомнили нам Италию, как ее показывают в фильмах наподобие “Под солнцем Тосканы”. А еще всюду нам попадались предупреждающие знаки “кабаны” с соответствующей картинкой. Никогда такого не видела.

К половине десятого мы доехали до Стона и столкнулись с тем, что на всех парковках одна и та же проблема: паркоматы принимают только монеты и больше ничего! “В каком веке мы живем?” - подумали мы и отправились в ближайшие магазины с просьбой обменять наши купюры на монеты. Видимо, мы были не первые, потому что все нам отказали. На наше счастье через дорогу был банк, где мы, помимо обмена, сняли еще 1100 кун (примерно 150 евро) наличными, так как при планировании поездки предполагали, что в Хорватии мы сможем расплачиваться картой чаще.

Но на этом странности оплаты парковки не закончились. Оказалось, платить нужно заранее за все время пребывания машины. Как можно приехать в незнакомый город и, даже подготовившись, заранее определить, сколько конкретно часов ты здесь проведешь? Благо, парковка дешевая. В итоге, мы решили оплатить 4 часа и отдали за это всего 3 евро. Удивительно, но во всем остальном Стоне карты принимают везде. Даже в общественном туалете! И лишь паркоматы у них остались из XX века.

Первым делом мы отправились смотреть ратушу. Честно говоря, мы не нашли о ней никакой информации, хотя здание довольно симпатичное. Там же, на главной площади города, расположен Римский фонтан, который был абсолютно сух. Как ни странно, о нем мы тоже ничего не можем рассказать - не ясно, действительно ли он римских времен или же только так называется.

Неподалеку от них находится церковь Святого Власа. Она была закрыта, но через стеклянные двери можно рассмотреть ее интерьер. Строительство этой церкви началось в 1342 году и продолжалось три года. Стон стал Епископским центром, и церковь стала кафедральной. Прихожан было очень много, поэтому в 1392 году церковь расширили. Землетрясение 1667 года разрушило постройку, хотя в целом Стон пострадал не очень значительно, и сразу после землетрясения было принято решение восстановить собор. Повторное землетрясение в 1843 году уничтожило и этот храм. Нынешняя церковь святого Власа была построена в псевдо-византийском стиле в 1875 году недалеко от того места, где стояли предыдущие церкви. Однако, и ей не повезло - землетрясение 1996 года снова разрушило церковь. Ее восстановили лишь в 2017 году, так что мы увидели совсем-совсем новое здание.

Следующей достопримечательностью для нас стал форт. Он оказался частично на реконструкции, но зайти в него все равно можно. Билет стоит 6,5 евро, но он распространяется также и на стену - самое интересное сооружение города, о котором я расскажу позже. Вначале, кстати, когда крепость только начали реконструировать, обещали более дешевые билеты. Не знаю, завершилось ли восстановление и подорожал ли билет еще.

Форт был построен, ориентировочно, в XIV-XV веке и выполнял не только оборонительные функции, но и являлся штаб-квартирой, арсеналом и хранилищем зерна. Как и 700 лет назад, крепость окружена рвом. Однако, долгое время вода здесь отсутствовала, - ров наполнили лишь в мае 2017, так что и здесь мы пришли на “свеженькое”.

Со стен форта открывается замечательный вид на местные солончаки, куда мы и отправились, сразу после помещения крепости. Мы не стали заходить внутрь на экскурсию, а просто посмотрели на них через забор. И, если честно, не видели, чтобы хоть кто-то был внутри, кроме сотрудников. Стонские солевые копи - это самые старые и самые большие копи Средиземноморья, дошедшие до наших дней. Производство соли началось еще в древности. А сегодняшний облик солончаков вполне соответствует тому, что был еще во время Дубровницкой республики. Само производство не менялось в течение последних двухсот лет, и работники гарантируют, что выпускают соль высшего качества. Единственное, что модифицировали в 1925 году, - это транспортировку. Здесь проложили железную дорогу, по которой локомотив перевозил вагоны соли от бассейнов до складов.

Но производство и дальше зависело от числа солнечных дней - солнце очень важно для процесса кристаллизации. Если год выдается дождливым, то соль собрать не удается. А так, средняя производительность - 1500 тонн в год. Самый большой “урожай” был собран в 1611 году. Тогда здесь добыли больше 6000 тонн соли. Мы, кстати, купили немножко в качестве сувенира - 500 грамм за 1,5 евро - и забрали с собой в Москву. Она не горчит и не содержит добавок против слипания - она и без этого всегда рыхлая. Но, тем не менее, не стоит ожидать от этой соли каких-то совершенно необычных свойств.

Немного передохнув в кафе и съев по мороженому, мы пошли смотреть еще две церкви. Первая из них - Святого Либерана XVII века - была на реконструкции и ничего увидеть не удалось. К тому же, судя по всему, реконструкция идет неспешными темпами или вовсе приостановлена.

Другая - церковь святого Николая - напротив, сохранилась очень хорошо, но, к сожалению, оказалась закрыта. Церковь святого Николая и одноименный францисканский монастырь были построены во второй половине XIV века в готическом стиле, а вот колокольню поставили уже в XV веке, и она выполнена в стиле ренессанса. Монастырь, также как и церковь святого Власа, многократно страдал от землетрясений.

Ну и, наконец, после знакомства с городом, мы отправились на его стены. Как я уже писала, в Стоне уже четыре тысячи лет добывают соль. Раньше соль была на вес золота, и потому это место было причиной войн среди многих держав на протяжении нескольких тысячелетий. Когда Стон и его соляные плантации перешли во власть республики Дубровник, здесь началось возведение оборонительных стен для защиты бассейнов от венецианцев и турок.

Общая протяженность стен составила 5,5 километров. Стены имели 40 башен и 7 крепостных сооружений. В них скрывались защитники города, храбро его оборонявшие, что наконец-то позволило прекратить «соляные войны». Благодаря своему природному богатству, Стон долгое время, вплоть до прихода Наполеона в 1808 году, был вторым по значимости городом после Дубровника. Но затем соль начала обесцениваться, и интерес к городу стал ослабевать.

Сейчас Стонская стена используется только в туристических целях. Есть три маршрута - короткий, который займет 20-30 минут и приведет от одного входа к другому, длинный, позволяющий за час дойти в соседний городок Малый Стон , о котором позже я еще подробно расскажу, и маршрут, который на момент нашего посещения все еще был на реконструкции. Он позволит забраться на вершину холма.

Изначально у нас были грандиозные планы, согласно которым мы собирались пройти по длинному маршруту в Малый Стон, чтобы поесть там устриц. Но от прогулки пришлось отказаться: на солнце температура достигала 40 градусов, а нам требовалась взбираться вверх по лестнице практически без возможности оказаться в тени. Вообще, жара проходит по нашему отчету красной линией. Поэтому надо понимать, что если вы плохо переносите высокую температуру, то в середине июля в Хорватии делать нечего. Я люблю жару, но даже для меня это было чересчур и порой хотелось только одного - очутиться в месте с кондиционером.

Еще на подъезде к Стону стена выглядит грандиозным сооружением, а непосредственно рядом с ней особенно хорошо понимаешь, сколько было вложено сил, чтобы сохранить независимость города. Вход на стену расположен за церковью Святого Николая. Здесь же есть туалет и немного тени деревьев для моральной подготовки к подъему:)

Погуляв по Стону, мы поехали смотреть церковь Лужинской Богоматери. Когда мы подъехали, то обнаружили, что церковь огорожена забором, а калитка закрыта. Мы уже успели расстроиться, как подъехал мужчина, видимо, работник какого-то соседнего предприятия, и разрешил нам погулять по территории.

Сама церковь сохранилась очень хорошо. Во времена Республики Дубровник, когда морская вода заходила в бассейны, процессия из церкви Святого Влаха шла к солончакам, где давалось благословение целого комплекса, проводилась месса в церкви Лужинской Богоматери. На мессе и в процессии принимали участие князь, работники солончаков и жители Стона.

Там же, недалеко от церкови Святого Влаха, мы собирались посмотреть церковь Святого Михаила IX века. Мы поблуждали по окрестным грунтовым дорогам, прошлись пешком вглубь зарослей кустарников, но так ее и не нашли. Может, у нас неправильно стояла точка в навигаторе, а может, мы так и не заметили церковь за деревьями. Почитать подробнее об этой церкви можно .

Кстати, повсюду в Стоне мы натыкались на таблички “Наполеоновский путь”, но не знали, о чем речь. Позже мы выяснили, что это была дорога, построенная французской армией при участии местных жителей. Дело в том, что до Трафальгарской битвы 1805 года французы считались одной из сильнейших морских держав, но затем потеряли это превосходство, и занялись строительством сухопутных дорог. Район Адриатики был стратегически важным, поэтому дорогу здесь постарались построить в кратчайшие сроки.

Мы вернулись к машине и отправились в Малый Стон - тот самый, куда сначала хотели дойти пешком по стене. Малый Стон потому и называется малым, что весь городок состоит из 10-15 домов, половина из которых заняты под рестораны и отели. Но самое интересное здесь - это устричная ферма. Здорово было бы попасть на экскурсию, но мы заранее узнали, что она идет всего час, а стоит при этом 100 евро. Поэтому мы решили продегустировать местные устрицы в ресторане, для чего заказали тарелку с Frutas del mar и с огромным удовольствием ее съели. При оплате счета мы обратили внимание, что нам включили некий Couvert (10 кун х 2, то есть примерно 3 евро). Мы попросили объяснить, что это, потому что ни разу с таким не сталкивались, хотя в европейских ресторанах бывали неоднократно. Официант сказал, что это бизнес-ресторан и мы платим за стол, который занимаем (несмотря на то, что ресторан был практически пуст). Это вызвало у нас некоторое удивление, но позже на форумах мы прочитали, что это плата за то, что в нормальных местах называется комплиментом. И действительно, в самом начале нам принесли хлеб с паштетом из тунца, который мы не заказывали. Но подано это было так, что нельзя было усомниться, что это действительно комплимент от повара и принесен бесплатно. В общем, впечатление от даров моря осталось несколько смазанным из-за этого незначительного, но все же не вполне приятного эпизода.

Малый Стон, несмотря на свои размеры, - это устричная столица Европы. Город снабжает своими устрицами не только страны, у которых нет выхода к морю: даже Франция, славящаяся своими дарами моря, импортирует отсюда моллюсков. Если вас не смущает высокая стоимость экскурсии на устричную ферму, вы можете заранее договориться о визите по электронной почте [email protected] . В цену экскурсии входит прогулка на лодке по ферме, бутылка вина, а также дегустация устриц. Более подробную информацию можно найти на сайте http://www.malistonoysters.com , но он не всегда бывает доступен.

Погуляв чуть-чуть по городу, мы поехали обратно. Надо отметить, что парковка в Малом Стоне тоже платная и тоже стоит 0,75 евро/час. Мы решили не платить и положили под стекло ту же бумажку, которую нам выдал паркомат в Великом Стоне, несмотря на то, что ее действие уже истекло. Никаких последствий от этого маленького проступка не случилось.

Обратно мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Нам повезло, и очереди на границе не было совсем, но зато на встречной дороге она растянулась на километры. Ландшафты в Боснии тоже довольно живописные. Дорога проходит вдоль моря, однако открытого участка здесь нет, потому что прямо напротив - большой остров. Вообще, у Боснии очень-очень маленький прибрежный участок, всего каких-то 10 километров, и проехали мы его минут за двадцать.

Что нам не понравилось - это замазанная повсюду кириллица, в том числе на дорожных знаках. Лучше бы их заменили полностью, чем оставили в таком виде. Все-таки "воевать" с любым алфавитом, ровно как и с любым языком, - дело неблагородное.

Кстати, именно на этой дороге нам встретились палатки с множеством очень сладких фруктовых ликеров домашнего производства. Нам дали попробовать их из холодильника, и они были потрясающими на вкус! Мы взяли грушевый и мандариновый, однако, когда приехали в Москву, оказалось, что дома они не так вкусны. Прошел уже год, а они до сих пор у нас стоят. Не потому что их вкус испортился или нам подсунули не те бутылки: просто есть напитки, которые хорошо пьются только в той стране, где они сделаны, и хорватские фруктовые ликеры определенно к ним относятся.

В целом, мы остались очень довольны поездкой в Стон. Когда мы готовились к путешествию, то во всех отчетах встречали мнение, что там особо делать нечего, потому что многое уничтожено землетрясением. Так вот, хорваты активно восстанавливают город, и когда мы ездили, многое уже было отреставрировано. Ну и посмотреть на “китайскую” стену в Европе - разве это не интересно?

Карту достопримечательностей Стона и окрестностей можно посмотреть по ссылке . Напоминаем, что церковь святого Михаила мы так и не нашли - очень вероятно, что ее месторасположение указано неточно.

* На четвёртый день нашего отдыха в Будве, имея визу-шенген грех было ей не воспользоваться. И мы рванули с мужем и дочкой на арендованном авто в Дубровник, по совету моих коллег с работы словенцев заехали в местечко Стон и наконец-то в этом году попали в рекомендованный нам ещё в 2012 году ресторана «Конавски двор» или его ещё называют «Конавольские Дворы».
* Но всё по порядку, выехали мы из Будвы в 8:40, заправились на Лукойле поехали по Адриатическому шоссе(Jadranski put) вдоль Которского залива до паромной переправы Kamenari-Lepetani. 10 минут и мы на причале другой стороны залива за 4,5 евро с машины, едим мимо уютного поселка Биела (Bijela), далее до Херцег-Нови по трассе Е-65 по Jadranska magistrala, далее проехав по красивому мосту с подвесной конструкцией, Мосту др Франье Туджмана (Franjo Tudjman Bridge) он был переименован в честь первого президента Хорватии. Длина моста 520 метров, а высотой немногим меньше 150 метров – это не только архитектурный шедевр и память о лидере начала посткоммунистической эпохи, это еще и объект для тренировок поклонников банджи-джампинга. Ранее мост имел название Груж или Груз (кто как читает по названию порта).
* Жаль, что сестру мужа не смогли взять в поездку с собой, т.к. у неё не было визы. В октябре 2012 года мы первый раз пересекли границу Черногории и Хорватии без данной визы, было какое-то соглашение между Россией и Хорватией до конца октября 2012 г. туристам-россиянам без визы побывать в Хорватии. Мы тогда даже не задумывались пересекая границу предъявив загранпаспорта, тех.паспорт и страховку на арендованный нами автомобиль. Поставили штампики в паспорт и вперёд до Дубровника. Я даже отзыв тогда написала и несколько фотографий разместила. Долго тогда не могли припарковаться в Дубровнике, чтобы попасть в Старый город, у нас были только еврики, а парковочный терминал требовал куны. Долго искали банк или обменник и так и не нашли, припарковались в тупиковой зоне и пошли искать банк в Старом городе и практически его обойдя нашли одну банковскую улочку, там было аж 6 банков и обменников, но поздно пить боржоми.. сайгаками побежали к машине, так боялись эвакуаторов!!!
*В этом году думаем всё нормально будет с евро, они ведь в Евросоюзе уже, ан нет, все расчёты идут в кунах, даже оставив машину на охраняемом паркинге, долго не могли с него выехать, т.к. куны потратили на сувениры дочери, а евро автомат парковочный не принимал. В-общем опять пришлось пойти на хитрость, зайти в платный туалет на парковки и разменять у дядечки-хранителя туалета заветную бумажку в 15 евро на куны и поехать дальше. Парковка за 2 часа 25 минут обошлась в пересчёте с кун на евро примерно 9 евро. (10 евро=73 куны). Показав дочери места в Дубровнике, которые нам были уже знакомы, поехали в строну островов. Мимо огромного порта. Едим в машине и вдруг перед нами огромный дом, этажей так 10, подъезжаем ближе, а это лайнер. Таких размеров я даже в Которое не видела. Далее через 4 км от Дубровника, был Затон Великий, выступающий из материка напротив острова Вир, недалеко от древнего города Нин на северном побережье полуострова. На курорте Затон гостей приятно порадует прекрасный полутора километровый пляж с галькой и песком, который окружён лесом. Благодаря удобному входу в море пляж подходит и для маленьких детей. Он был отмечен так называемым «Голубым флагом» за чистоту.
* Потом был курортный посёлок Трстено примерно в 16 км от Дубровника, расположен на побережье Южной Далмации. Трстено стал знаменит благодаря дендрарию, основанному в конце 15 века около летней резиденции дубровницкой княжеской семьи Gučetićů-Gozze. Это крупнейший ботанический сад на побережье Хорватии и самый старый парк во всей Далмации, жаль, но мы пролетели мимо, ведь цель была Стон. Проехали Шипан - остров расположенный на 17 км к северо-западу от Дубровника.
* Шипан находится в южной части Хорватии. Шипан является самым крупным и населённым из островов Элафитского архипелага Адриатического моря. Площадь острова составляет 16,22 кв. км, длина равна 9,1 километра, а ширина – 2,6 километра.
* И вот, наконец, показался Стон – это курортный поселок, расположенный на перешейке полуострова Пилешац и материка, в 70 км от Дубровника. Долго искали подходящий пляж с хорошей парковкой для маздочки, но береговая линия и дорога располагается очень близко друг от друга. Нашли неплохой пляж, парковку и дорогу без потока машин. Поплавав с маской, опять поймала себя на мысли, что кроме водорослей в виде травы, невзрачных рыб и насыпной гальки смотреть нечего. Море чистое, прозрачное, а морских обитателей мало.
* До Корчула – города-порта, расположившегося на полуострове, и соединенного с одноименным островом узким перешейком мы в этот раз не доехали, нужно было возвращаться назад. Но зато на обратном пути нас всех порадовал местный колоритный ресторан с национальной кухней «Конавски двори»/(Konavoski Dvori). Два года назад мы его не нашли, был только один указатель и из-за строительства новой дороги мы пролетели мимо нужного нам поворота и выехали к границе. А в этом году мы увидели несколько указателей ресторана и ехали по ним. Дорога сначала идёт по направлению к границе с Черногорией, но потом уходит влево, и идет вдоль полуострова Превлака, по самым потаенным местам Ривьеры Дубровника, через местечко Молунат, в котором царит настоящая атмосфера хорватской деревни, до Льюты, где находится один из лучших ресторанов Дубровника «Konavoski Dvori». И вот мы у цели, слышен шум воды. Ресторан расположен на берегу горной реки с водопадами, в окружении старинных мельниц и тенистых деревьев. Сказать, что там было сказочно красиво, ни сказать ничего. Мы были с дочерью легко одеты, погода была жаркой в Дубровнике, но пока мы добрались до ресторана, стало гораздо прохладнее от горной воды. И встречающий нас официант в национальной одежде предложил нам войти в помещение ресторана, хотя многие посетители наслаждались едой на улице у самого водопада. Дочери даже принесли плед, так ей было холодно. Приятная атмосфера, блюда национальной кухни и прекрасный вид через панорамное окно сделали наш ужин незабываемым. Меню нам принесли на русском языке и, сделав заказ, мы пошли с дочкой фотографироваться, уже начинало темнеть, и включилась подсветка самого водопада, водяных мельниц, звучала национальная музыка, и мы, согревшись и покушав, растаяли в этом Дворике. Фотографии не могут, к сожалению, передать всей атмосферы и красок, но уверяю вас это незабываемо. Если у кого получиться посетить в следующем году Хорватию очень рекомендую именно этот ресторан.
*Да кстати в Стоне есть классный ресторан Капинанова Куча (Kapetanova Kuča), Мали Стон, нам его также рекомендовали друзья.
Для справки: Оборудованный в бывшем капитанском доме семейный ресторан в поселке, ведущем свою историю с 1333 года. Любимое местными местечко, где почти всегда битком. Мали Стон это уникальное место, так как это единственная в мире бухта, где выращивают ostrea edulis - маленькие круглые устрицы, в свое время водившиеся во Франции, Калифорнии и Японии.
* Хотели кроме полуострова Стон посетить ещё один из островов Корчула, жаль не хватило времени, в 15 часов только приехали на пляж, долго купались в Стон. Пляжи Черногории мне всё же больше нравятся. Хорватия более скалистая и пляжи, в основном насыпная галька. Но это я сужу только по двум пляжам, до которых смогли добраться в этот день.
* Без остановки весь путь занял бы у нас 3 часа (145 км), но так как мы везде останавливались, посещали Старый город Дубровник, купались на пляже в Стоне, кушали в ресторане, то назад мы поехали лишь в 19 часов, благо граница было уже рядом. В Будву мы приехали только 20 часов, по пути в Тивате заехали в супермаркет HDL 365, и только в 21 час были в Панораме. Светлана в этот день смогла посетить Цетинский монастырь и Острог, оставшаяся часть вечера мы делились впечатлениями о поездках.
Надеюсь, фотографии немного скрасят мой рассказ.
* Я понимаю, что за один день нам мало что удалось увидеть и показать дочери в Хорватии, но это были незабываемые часы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png