КАЗАНЬ, 10 июл — РИА Новости, Ирина Дурницына. Четыре года исполняется в пятницу с момента крушения в Татарстане двухпалубного дизель-электрохода "Булгария", во время которого погибли 122 человека.

Подсудимые по делу о крушении "Булгарии" по-прежнему не признают вины Сегодня с последним словом выступили фигуранты дела Тимергазеев и Семенов. Как и ранее, они заявили, что невиновны, и просили Верховный суд РТ отменить решение суда первой инстанции.

Теплоход, на котором должно было быть не более 156 человек (120 пассажиров и 36 членов экипажа), 9 июля отправился в двухдневный рейс по маршруту Казань — Болгар — Казань со 163 пассажирами и 38 членами экипажа на борту. Около 12.30 мск 10 июля 2011 года "Булгария", вышедшая из Болгара в штормовую погоду, в считанные минуты затонула в трех километрах от берега на глубине 17-20 метров. Теплоходу не хватило до спасительной мели, где его верхняя палуба осталась бы над водой, примерно 50 метров и нескольких секунд. Из 201 человека выжили только 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

Мимо плотов с уцелевшими людьми прошли сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский 66", которые не оказали помощи терпящим бедствие. Примерно через два часа оставшихся в живых пассажиров и членов экипажа "Булгарии" спас экипаж теплохода "Арабелла", следовавшего по тому же маршруту.

Поисково-спасательная операция в районе крушения продолжалась 16 суток. Последних погибших спасатели извлекли из кают "Булгарии" утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель. Последняя жертва была опознана лишь 17 августа 2011 года.

Расследование дела продолжалось около двух лет, в мае 2013 года начался судебный процесс. Уголовное дело составило 100 томов, было допрошено более 1000 свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, потерпевшими были признаны более 200 человек, порядка 50 из них подали иски о возмещении морального вреда на сумму 202 миллиона рублей.

Как установили следствие и суд, в навигацию 2011 года "Булгария", построенная в Чехословакии в 1955 году, выполнила семь рейсов, практически в каждом происходили поломки. Восьмой, когда судно в условиях шторма шло лишь на одном двигателе, с неисправной осушительной системой, отказавшим в ходе рейса топливным насосом, со статическим правым креном и открытыми иллюминаторами, стал последним.

Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года приговорил гендиректора ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор "Булгарии") Светлану Инякину, старпома "Булгарии" Рамиля Хаметова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова, старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова к срокам от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию. В результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции коллегия Верховного суда Татарстана в апреле 2015 года смягчила наказание Инякиной, которой окончательно назначено 9,5 лет лишения свободы, и ужесточила наказание Ивашову — до 5,5 лет заключения. Ивашов был арестован и направлен к месту отбывания наказания.

В воскресенье, 10 июля, в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход «Булгария». Судно, на борту которого находилось 188 человек, включая пассажиров и персонал, ушло на дно буквально за несколько минут. произошла в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан 10 июля около 14:00 по московскому времени.

Спасательная операция продолжается до сих пор. Вторник объявлен в Татарстане траурным днем.

(Всего 16 фото)

1. Спасателям удалось вытащить на поверхность пока только тела девяти пассажиров стремительно затонувшего в Волге теплохода «Булгария». Судьба более ста человек остается неизвестной, в МЧС говорят, что шансов найти выживших крайне мало. По предварительным данным, на «Булгарии» плыло на 70 человек больше, чем положено по регламенту.

2. По данным МЧС на 9.00, на борту находились 199 человек. Администрация республики заявляет о 196 пассажирах. Среди пассажиров (список выложен на сайте регионального МЧС) 59 детей.

3. По последним данным, удалось спасти 79 человек: «Спасены 50 пассажиров, из 33 членов команды спасены 23 человека, из 18 не зарегистрированных пассажиров (путешествующих не по путевке) спасены 6 человек».

4. «Булгария» перевернулась в 30 километрах от Казани, в Камско-Устьинском районе. Официальные причины катастрофы пока не названы. Известно, что погода на Волге была плохая: дул сильный порывистый ветер, была гроза. Равновесие теплоход мог не удержать из-за перегрузки. По словам Паньшина, по техническому регламенту на борту «Булгарии» могло находиться не больше 120 человек, включая членов экипажа.

5. Большинство спасенных поднял на борт проходивший мимо теплоход «Арабелла». Его капитан сообщил МЧС республики о ЧП, а вечером судно доставило спасенных в Казань.

6. Пассажиры рассказали журналистам, что до «Арабеллы» мимо них проплыли два судна, но ни одно не остановилось, а с бортов тонущие люди видели снимающих их на мобильные телефоны пассажиров.

7. Судьба более 100 человек остается неизвестной. Шансы найти выживших все меньше. Работу водолазам осложняет погода. Кроме того, из баков судна вытекает топливо, спасатели не могут проводить в воде долгое время.

8. На месте крушения теплохода «Булгария» установлено дополнительное осветительное оборудование, водолазы обследуют судно. По результатам обследования, шансы найти живых минимальны», – цитирует ИТАР-ТАСС представителя МЧС. РИА «Новости» в ведомстве сказали, что водолазы видели в одном из помещений «много трупов». Паньшин добавляет, что в момент катастрофы проходило музыкальное представление в одном из залов «Булгарии». Его могли смотреть 50 детей.

9. «Булгария» – достаточно старый теплоход, его конструкция не предусматривает оборудование трюма водонепроницаемыми переборками. Он был построен в 1955 году в Чехословакии.

Минтранс уже заявил, что теплоход проходил проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. Впрочем, телеканал «Россия 24» сообщил, что на «Булгарии» было только два 20-местных спасательных плота, а не четыре, как это полагается по нормативам.

10. Прижизненные фото затонувшего 10 июля на Волге с около 200 человек на борту дизель-электрохода "Булгария" ясно дают понять - судно ходило в рейсы с креном на правый борт. "Булгария " на причале.

11. Без пассажиров

12. Сложно судить, является ли это повреждение серьезным, но понятно одно - судно находилось далеко не в идеальном состоянии.

13. Пассажиры теплохода «Булгария» рассказали, что несколько аварийных выходов были закрыты или заварены. Из-за этого люди не смогли выбраться из внутренних помещений на палубу.

14. Вид издалека.

15. В музыкальном салоне судна оказались запертыми около 50 детей. В тот момент, когда волна ударила в борт, многие ребята попадали на пол, судно накренилось.

16. Следственный комитет РФ распространил информацию, согласно которой теплоход вышел из порта Казани с неисправным двигателем. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности эксплуатации судов".

И напоследок — очень показательный коммент — отзыв туриста от 5 июля (и никто этого «не замечал»):

Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань — Пермь — Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры — люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый «сервис»!

Напоминаем, что Бигпикча есть в

«В то же время специалисты по торпедному оружию по поводу этих экзотических версий в лучшем случае скромно молчали, а чаще заявляли, что это бред. Что никакое перо руля, ни при каком ударе, не способно так помять торпедный аппарат (толстостенную стальную трубу с дополнительными рёбрами жёсткости), чтобы в нём разрушилась торпеда – скорее это самое перо руля отвалится, чем такое произойдёт. Ещё более фантастический вариант – возгорание торпеды внутри торпедного аппарата с вышибанием задней крышки. Надо просто знать устройство торпедного аппарата. Заднюю крышку удерживает кремальерный замок – надёжная конструкция особой прочности. А передняя крышка открывается примерно как дверца. Так что, если внутри торпедного аппарата произойдёт взрыв, вся его энергия вместе с кусками торпеды выплеснется наружу, а не вовнутрь отсека».

И вот снова трагедия на воде, но на сей раз речной, с почти одинаковым количеством жертв. В районе Камского Устья катастрофа пассажирского теплохода «Булгария», совершавшего прогулочный туристический рейс между Казанью и пристанью Болгары, отняла жизнь у 122 человек. И вот к каким выводам по окончании следствия пришёл Ространснадзор:

«Ространснадзор завершил расследование обстоятельств гибели теплохода «Булгария». Главный вывод экспертов: судно затонуло из-за нарушения требований безопасности, низкой квалификации экипажа и целого ряда грубейших ошибок. Непосредственной причиной трагедии стали открытые иллюминаторы — через них в трюмы корабля за считанные минуты поступили десятки тонн воды…

…Как говорится в документе, непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях из-за попадания воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению «Булгарии».

Также эксперты обнаружили четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.

С каждым неправильным решением и действием капитана крен на правый бок становился все больше - сначала 4°, затем 9° и 13°. В итоге суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту.

«В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло», — заключили в Ространснадзоре.» (Информация скопирована из Интернета).

Для привыкших смотреть на всё поверхностно, не подвергая логическому анализу, такая версия может показаться убедительной, но моё мнение: нам предложили очередной «Фантастический вариант». Кроме меня, на форумах Интернета, комментируя выводы Ространснадзора, немало высказано удивлений: «Для кого это написано?!», «От нас опять что-то скрывают», «Ни одна из этих версий не привела бы к катастрофе» и т. д. Свою позицию попытаюсь обосновать, тем более что мне довелось девять навигаций работать на судах речного флота, и я имею представление о предмете разговора.

Сразу после катастрофы в СМИ заговорили о ветхости судна, которому было 56 лет, неисправности одного из дизель-генераторов, крена на правый борт, штормовой погоде, из-за которой порывы ветра завалили на правый борт судно, и через открытые иллюминаторы стало заливать водой, что и привело в итоге к трагедии. Но почему-то упорно замалчивали об основной причине, которая сама напрашивалась – пробоине?.. Ведь судно утонуло всего за три минуты, словно было торпедировано! А потому что сразу возникал вопрос: а как могла возникнуть пробоина при глубине судового хода 20 метров? Тем более что это не океан, а речное водохранилище, в котором подводные лодки не плавают…. Именно этот вопрос, по моему глубокому убеждению, стал основной причиной настойчивого навязывания общественному мнению явно вымышленных и нереальных причин катастрофы. Правда, перед подъёмом судна всё-таки сквозь зубы сказали: «Пробоина маловероятна, но эта версия не исключается». То есть из этих слов уже можно было сделать вывод, что версия о пробоине была изначально обречена. Но, а на что же тогда опираются сомнения автора этих строк?

После окончания службы в армии в 73-м году я пришел работать судовым электромехаником на грузовых судах речного флота. В то время по Волге и Каме ещё ходило немало пароходов-колёсников дореволюционной постройки, которых мы называли «лаптёжниками». Один из них был построен в тысяча восемьсот девяносто, не помню, каком году. Пароходу было 80 лет, и через несколько лет его списали. Так что «Булгария» по меркам речфлота ещё не так и стара. И давайте разберёмся с иллюминаторами и штормовой погодой.

Довелось мне работать на сухогрузах 11-го и 576-го проектов, построенных на заводах «Красное Сормово» в г. Горьком, и г. Галац (Румыния) соответственно. Длина судна 93 метра, грузоподъемность 2000 тонн при осадке 2, 80 метра. Теплоход состоял из 5 трюмов – 4 трюма грузовых, а в 5-м находилось машинное отделение, над которым располагалась надстройка с каютами и рулевой рубкой. Иллюминаторы были только в машинном отделении и в летнее время практически всегда были открыты. Но когда мы выходили в водохранилища, и был даже небольшой ветерок, то вахтенный начальник отдавал приказ закрывать их. В водохранилище большое зеркало воды, что способствовало образованию больших волн, которые могли захлёстывать в иллюминаторы, которые находились близко от поверхности воды. Поэтому, лично я, не могу поверить, в то, что иллюминаторы машинного отделения могли быть открыты, тем более что «Булгария» выходила в район Камского Устья, где ширина Куйбышевского водохранилища довольно солидная. Такие вещи у вахтенного начальника всегда под контролем, тем более что на пассажирских судах вахту несут и в машинном отделении. Волнами много и быстро воды в МО не наплещет, да и иллюминаторы можно быстро позакрывать.

В 77 году я работал на теплоходе «Гомель». В октябре мы шли по Волге вниз с сыпучим грузом при полной осадке по Куйбышевскому водохранилищу. Пройдя Камское Устье, получили штормовой прогноз и, не доходя Ульяновска, решили переждать в убежище «Долиновка».

Убежище находится на правом берегу и представляет собой небольшой залив, в котором можно укрыться от непогоды. Другие суда так и сделали, но наш капитан почему-то решил стать на входе в убежище. А ветер к ночи хорошо разыгрался и за счёт прибоя под правым берегом, высота волны в этом месте стала достигать 3 метра! Нашему типу судна допускалась высота волны 2 метра озёрного класса. Именно такая высота волны допускалась и для «Булгарии».

Команда ужинала в столовой, нас покачивало. В это время послышался сильный удар волны в правый борт и послышался звон выбитых стёкол. Мы все выбежали в коридор и увидели, как из дверей кают в коридор вытекает вода. Я побежал к своей каюте, которая находилась по правому борту. Каюта состояла из двух половин. Окна кают были в то время примерно, как в пассажирских вагонах: одна рамка была со стеклом, а вторая с деревянными планками жалюзи.

Я заскочил в каюту и подбежал к разбитому окну первой половины и увидел картину, которая вмиг выветрила романтику кораблекрушения и в душе поселилась жуть вперемежку с ощущением беспомощности! Прямо на меня шла волна, гребень которой был выше окна моей каюты и такую я видел впервые! И хотя уже стемнело, но свет, бросаемый каютами и стояночными огнями, освещал пространство возле теплохода, позволяя видеть волну. Я инстинктивно рванул рамку с жалюзи, пытаясь отгородиться от этого кошмара. В следующий миг водяной поток вместе с щепками планок жалюзи швырнул меня к входной двери! В каюте стало сразу по колено воды, и я, вместе с потоком воды, как из ванны, мокрый с головы до ног, выбрался в коридор, по которому уже гуляла вода, вылившаяся не только из моей каюты. Преодолев порог, через открытую дверь левого борта вода выливалась наружу. Нас качало с борта на борт, а через окно красного уголка было видно, как волны буквально накрывали крышки трюмов, перекатываясь через них. Просев под грузом водяного вала, теплоход, как поплавок, снова всплывал. Затем нас развернуло, и бортовая волна сменилась на килевую, заставляя корпус судна изгибаться как ползущая по камням гадюка.

Старпом дал команду и второй штурман с рулевым мотористом, одев спасательные жилеты, пошли сниматься с якоря. А носовая часть теплохода после каждого удара волны словно взрывалась и брашпиль (носовая лебёдка для подъёма якорей) полностью накрывало очередной волной. Но ребята благополучно справились с задачей, и мы тронулись в путь.

На судовом ходу волна оказалась гораздо меньше, нас просто покачивало и мы направились в сторону Ульяновска.

Как видим, судно оказалось в условиях, когда высота волны превышала допустимую в полтора раза и ничего с ним серьёзного не случилось (не считая повреждённых окон). За счёт воздушной подушки содержащейся в машинном отделении и трюмах, теплоход вел себя как поплавок, и утонуть в принципе не мог. Для того чтобы его утопить, потребовалось бы много времени, пока через щели между крышками трюмов постепенно затекло бы достаточное количество воды, либо от сильных прогибов лопнул корпус.

Таким образом, из-за штормовой погоды судно быстро утонуть не может. Даже если оно перевернётся, то за счёт воздушной подушки машинного отделения, носовой, кормовой багажек и трюмов оно будет продолжать находиться на плаву. Это же самое утверждал и капитан аналогичного судна, который в теле интервью говорил: «Даже если произошло кораблекрушение, то всё равно есть 30-40 минут пока судно не утонит». Даже если иллюминаторы находящихся ниже главной палубы кают были открыты, то всё равно волнами воды быстро и много во внутрь не попало бы. Тем более что это были жилые помещения и с машинным отделением они никак не могли быть связаны, а значит, воздушная подушка МО плюс багажки не дали бы утопить «Булгарию», тем более так быстро.

Ещё один примечательный факт. Спаслось 79 пассажиров, а интервью брали всего у нескольких. Причём все рассказывали только о том, как они непосредственно занимались спасением и ничего про то, как всё это началось. Разумеется, эти кадры вырезались. В Интернете один из спасённых рассказывал о том, как он дал подробное интервью телевидению, но когда увидел, сказал, что больше давать не будет, потому что почти всё из него убрали, а оставили незначительные мелочи. Но в Интернете есть рассказ спасшегося мальчика бывшего в момент аварии в музыкальном салоне. Вот его копия:

«Рассказ одного из спасенных детей, 10-летнего Динара Абдурахманова, публикует в пятницу издание Life News . Он был единственным ребенком, спасшимся из детской комнаты, которого подобрал на месте крушения теплоход-спасатель «Арабелла».

Мальчик до сих пор находится в состоянии глубочайшего шока. О том, что произошло в музыкальном салоне «Булгарии», где были заперты до 50 детей, он рассказал по заданию психолога.

«Все начали кричать и плакать, — рассказывает мальчик, — я тоже заплакал, потому что не знал что делать, мне было очень страшно». Неожиданно в помещение ворвался мужчина, разбил окно и громко заорал: «Бегите быстрее, прыгайте в окно, корабль тонет!» Паника в салоне достигла предела. Перепуганные малыши бросились в открытую дверь всей гурьбой.

Динара спасло то, что он стоял рядом с иллюминатором, разбитым мужчиной. Вняв призыву, он сразу бросился в воду. Несколько лет назад папа научил его хорошо плавать, поэтому в воде он не растерялся, и отплыл на хорошее расстояние от воронки, образовавшейся на месте затопления теплохода.

Однако большинству детей спастись так и не удалось, и это стало самым шокирующим фактом катастрофы».

«Пол резко дёрнулся и закачались стены» — такое происходит, если происходит удар по корпусу или столкновение с препятствием. «На детском празднике играла весёлая музыка, проводились конкурсы, все смеялись», то есть никакого шторма не было, а иначе их бы качало, и было бы не до конкурсов. Всё произошло быстро и неожиданно.

Кроме этого, возникает вопрос: а почему утонул капитан? Ведь по рассказам он был в момент аварии в рулевой рубке и управлял судном, а значит, у него была полная возможность спастись?..

В одном из телерепортажей кто-то из команды сказал, что капитан побежал смотреть пробоину, но тут же этот кадр прервался. Тогда всё логично. Капитан побежал смотреть пробоину и, возможно, организовать её заделку, но не предполагал, что она окажется такой большой и затопление произойдёт так стремительно, что он сам не успеет спастись.

А когда водолазы вели работы по доставанию тел с затонувшей «Булгарии», то в машинное отделение проникать не стали, заявив, что «там сплошной металлолом». Корреспондент прокомментировал эту информацию, как произошедшие разрушения в процессе катастрофы.

Первоначально сообщалось, что, подняв «Булгарию», откачают из неё воду, а затем отбуксируют в док. Даже с помощью компьютерной графики показывалось, как буксир, зацепив тросом «Булгарию», отведёт её в док. Но когда подняли, то решение переменилось. Дававший интервью руководитель этих работ сообщил, что судно отведут на мель, откачают воду… при этом, нечаянно проговорился: «заделаем правый борт ».

Но самым убедительным доказательством наличия пробоины в днище это было то, что после откачки воды «Булгарию» заводили в док, продолжая поддерживать двумя мощными плавкранами , словно никакой откачки не было?.. Ведь если б «Булгария» утонула из-за открытых иллюминаторов, а не пробоины корпуса, то после откачки её бы спокойно, на буксире, оттащили бы в док, без поддержки таких мощных плавкранов, поскольку никакой водотечности корпуса не должно было бы быть!..

И вот репортаж Сергея Арсеньева телеканала РТР.

Мы видим в доке «Булгарию», заваленную на правый борт, что по утверждению корреспондента «произошло случайно, по стечению роковых обстоятельств». Затем Сергей, ведомый следователем, водит нас по коридорам и каютам, где царит настоящий хаос, неуклюже знакомит с рулевой рубкой. Заводит в машинное отделение, но показывает только дизеля, причём лишь сверху, а остальная часть МО осталась за занавесом этого явно режиссируемого действа. Показываются отверстия, с помощью которых проверялась толщина металла, оказавшаяся в норме.

Но вот звучат слова: «Версия о крупной пробоине отпала сама собой, но зато есть немало мелких». И тут показываются отверстия в корпусе возле самого доворота (место загиба между вертикальной и горизонтальной частью днища). Одно из них показывается крупным планом: почти прямоугольной формы, с краями загнутыми внутрь и размером, где-то 2 дюйма. Пробоина явно образовалась в результате удара нанесённого сбоку. И далее следователь показывает ещё несколько пробоин растянувшихся далее по корпусу, словно кто-то обстрелял из подводного пулемёта.

Конечно же, этих (показанных) пробоин недостаточно, чтобы «Булгария» затонула за три минуты, хотя в этом месте давление воды очень высокое и поступление её очень интенсивное. Эти пробоины могли бы заделать после откачки воды, забив, к примеру, чопы и не использовать для заводки в док два мощных плавкрана, один из которых был нагружен до 160 тонн! Зачем же понадобился этот плавкрановый геморрой при заводке в док? Значит, есть ещё отверстия, которые скрыты от нас «случайно, по стечению роковых обстоятельств», за доворотом, невидимой части днища. Крупной пробоины может и не быть, «но есть немало мелких», но сколько?.. Их может быть ещё десяток и более, что в сумме составлять как одна большая! Но не будем гадать, а исходить только из известных фактов, которых предостаточно, чтобы подвергнуть большому сомнению официальную версию, которую думающие люди всерьёз не принимают.

Но зачем официальным органам эта секретность?

Разумеется, причина катастрофы понятна была сразу, а потому и меры по её сокрытию были предприняты безо всяких отлагательств. В ситуации с «Булгарией» власти решили избежать тех ошибок, какие они допустили в случае с «Курском», пропустив много информации в начальный период. А скрывать официальные органы вынуждены, потому что большинство общества ни в какие неопознанные подводные объекты верить не желает, и это может вызвать шок, с непредсказуемыми последствиями, если об этом объявить на официальном уровне. Но что же тогда могло пробить корпус судна, когда под килем 20 метров глубина, что оно утонуло за три минуты?! Это ведь речное водохранилище, но не океан, где можно свалить на вражескую подводную лодку, как в случае с «Курском»…. Кстати, о «вражеской подводной лодке», которой неофициально приписывают потопление «Курска», нам кое-что поведал Hely4:

[картинка] Добавлено 20.01.11 11:22

Нивязочки…

Я только вчера наткнулся на данное обсуждение, начал вчитываться, и вот сразу первые нивязочки:

1)прибыв на КП, для заступления на дежурство 13.08.00 в 08.35, я сразу подключился к наращиванию сил и средств связи, в связи с невыходом на очередной сеанс связи АПЛ «Курск» (в 23ч…мин с 12 го на 13-е). Наращивали, принимали доклады…, до 11.14. После чего сменившийся ОД ПУС ВМФ убыл домой.

в сообщении- «12 августа около 11:30 норвежские сейсмологи зафиксировали два толчка силой 1,5 балла по шкале Рихтера …………. Тем временем «К-141» не вышла на связь, и к 11-ти вечера по флоту объявлена тревога.

2)Петр Великий обнаружил первый раз ПЛ на грунте 13.08.00 и доклад об этом я записал в журнал в 16.31. После чего почти сразу поступил доклад о том, что обнаруженная ПЛ начала движение и что по размерам она значительно уступает «Курску». «ПВ» начал преследование. Преследовал до тех пор пока не получил приказ «Преследование ПЛ прекратить… вернуться к поиску Курска» Продолжившие, после «ПВ», преследование ПЛ эсминцы, эту ПЛ благополучно потеряли, менее чем через час… А «ПВ» продолжил поиск и из-за начинавшегося шторма, обнаружил Курск уже в 20 ч. с минутами, (точно не помню…) вернувшись практически на то же место, где был обнаружен Курск.

В сообщении- «Примерно в час ночи на 13 августа из порта вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий», а еще через пару часов крейсер «Петр Великий» установил гидроакустический контакт с крупным подводным объектом на глубине 108 м.»

P.S. И вообще, в данном деле много чего специально запутали… и подправили, чтоб уменьшить гнев народа, предотвратить конфликт с США, да и просто на всякий…

Почему предполагаемая американская ПЛ находилась целые сутки возле Курска? После столкновения у командира ПЛ могло быть только одно решение: драпать как можно быстрее и дальше. При скорости 8 узлов (14,5 км/час), о которой известно из других источников, предполагаемая американская ПЛ могла бы уйти более чем за 300 км. Но она почему-то начала движение именно в момент обнаружения, словно этого только и ждала.

Почему экипаж предполагаемой американской лодки вёл себя абсолютно несовместимо с элементарной логикой, то есть сделал всё, для того чтобы себя обнаружить, да ещё на месте преступления, за которое могли крепко наказать?!

Почему современные эсминцы, аппаратура, которых позволяет видеть даже рыбу «эту ПЛ благополучно потеряли, менее чем через час…»?!

А потому что, как бы того ни хотелось, это была не ПЛ, а объект неземного происхождения, который растворился в другое измерение, заставив наши корабли и авиацию вести поиски аж до норвежской границы. Такое поведение объекта объясняется тем, что Высшие Силы брали на Себя ответственность за гибель «Курска», потому что Их целью было не уничтожение подводного крейсера, а дать нам ЗНАМЕНИЕ таким способом. Нам, впавшим в кому гордыни своего разума.

В речном водохранилище нет ни эсминцев, ни каких бы то кораблей с подходящей аппаратурой обнаружения, но уж очень напрашивается аналогия с «Курском». Ведь в обоих случаях официальные органы проявляют откровенное стремление к фантазии при озвучивании версии катастрофы, а так же сделаны пробоины не известными объектами, что подтверждают документы, попавшие в руки корреспондента «МК» бравшего интервью:

«С51по86шпангоуты имеется гофрировка скулового пояса с разрывами: на80шп. размером 10на 10мм, 83шп. размером 50на 80мм, 85шп. размером 10на 20мм, 86шп. размером 10на 10мм. По характеру повреждений можно сделать вывод, что они получены при движении судна на задний ход. Места повреждений расположены в районе топливного танка основного запаса топлива. Эти повреждения являются эксплуатационными, которые привели к затоплению танка и получению судном дополнительного кренящего момента на правый борт…»

Нет, это исключено. Вовремя поднятия «Булгарии» действительно были нанесены серьезные повреждения. Но в документе все они обозначены. К примеру: «49–57 шпангоут- деформация с разрывом скулового листа, вызванная воздействием „полотенца“ при подъеме судна». Или же: «пробоина размером 900на 500мм, полученная от посадки настойку докового сооружения». Комиссия же обращает внимание, что те самые четыре пробоины были получены именно вовремя эксплуатации дизель-электрохода. Поймите, если нет затопления, судно не может так стремительно уйти на дно. Есть понятие непотопляемости, все суда конструируются с таким расчетом, что сохраняют плавучесть даже в том случае, когда затоплены две трети отсеков. А здесь же получается, что судно набрало такое огромное количество воды, что для затопления было достаточно этого поворота влево и резкого порыва ветра.

«Пробоина размером 900 на 500 мм» — вот именно такая пробоина могла утопить Булгарию за 3 минуты. То, что она образовалась «от посадки на стойку докового сооружения», на мой взгляд, явная фальсификация. Мне приходилось бывать в доке, и я не видел там никаких стоек, потому что им там делать просто нечего. Заводимые в док суда ставятся на специальные кильблоки, которые свободно перетаскиваются в зависимости от размеров корпуса судна. Сама же палуба дока абсолютно ровная, что хорошо видно на фото. И «Булгарию» специально не поставили на кильблоки и завалили на правый борт, чтобы скрыть эту самую пробоину: 900 на 500 мм.

И в подтверждение этой версии стоит привести слова одного из анонимов:

« Моя знакомая общалась с выжившей пассажиркой, она находилась на верхней палубе и утверждает что был удар о какой-то предмет и после этого судно стало тонуть- спросите очевидцев. Неужели хватает совести замалчивать реальные причины катастрофы. Бог им судья, я в шоке».

А вот и ответ на вопрос: почему «Булгарию» поставили в доке не на кильблоки, а завалили на правый борт… Потому что насосы не успевали откачивать поступающую воду, что и вынудило поддерживать теплоход двумя мощными плавкранами. Было бы целым днище или хотябы возможность заделать пробоину, то, откачав воду, можно было бы «Булгарию» на буксире завести в док и поставить как на втором снимке, не пряча днище правого борта. В док для того и ставят, чтобы была возможность работы с днищем. А вот почему засекречена очевидная пробоина? Это уже вопрос к официальным источникам.

Теплоход "БУЛГАРИЯ" - дизель-электроход второй серии проекта 785. Прежнее название - "УКРАИНА" , переименован в феврале 2010 года в честь Волжской Булгарии - древнего государства на территории современного Татарстана. Оригинальное обозначение - Osobna Lod 800 (OL800). Теплоходы проекта 785 являются дизель-электроходами с мощностью 800 л.с.

Теплоход "БУЛГАРИЯ" - двухпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.
Дизель-электроход "БУЛГАРИЯ" был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno в Комарно, Чехословакия.

До 1962 года теплоход принадлежал Волжскому пароходству (порт приписки - Горький), затем был передан в Камское речное пароходство. Порт приписки - Пермь.

В 2011 году теплоход был арендован ООО «Бриз». В июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду компании ООО «Аргоречтур» из Казани. Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга».

Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.

Теплоход "УКРАИНА" принял участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 13 судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда (в том числе и "УКРАИНА" ("БУЛГАРИЯ")) вернули в эксплуатацию.

В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, теплоход "УКРАИНА" вышел за его границу и сел на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани. Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.

10 июля 2011 года около 13:58 в течение нескольких минут теплоход «Булгария» полностью затонул на глубине около 18 метров. Крушение произошло в 3 километрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

Технические характеристики теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")

Длина

80 ,2 м

Ширина

14 м

Осадка

1,9 м

Количество палуб

2

Скорость хода

20 ,5 км/ч

Пассажировместимость

140 чел

Максимальная пассажировместимость 233 чел
Тип двигателя 6NVD48 дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный

Количество двигателей

2

Мощность двигателя

800 л.с. (273 кВт)

Класс речного регистра

О

Фотографии теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")

Катастрофа произошла при выполнении двухдневного "круиза выходного дня" по маршруту Казань - Болгар - Казань.
Теплоход "БУЛГАРИЯ" вышел в это плавание с одним неисправным двигателем и креном около 5 градусов на правый борт.

При плохих погодных условиях (прошёл ливень и подул шквалистый ветер), при манёвре и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений.

Быстрое затопление судна связывают с конструктивной особенностью - отсутствием водонепроницаемых переборок в корпусе, износом и техническими неисправностями, которые в последний год часто наблюдались пассажирами.

С терпящего бедствие судна шлюпки спустить не удалось, были задействованы только 2 надувных плота. Из находившихся на борту 201 пассажир (в том числе 25 незарегистрированных и около 50 детей) и членов экипажа 79 человек спасены теплоходом «Арабелла».

Команда теплохода "БУЛГАРИЯ" не подала сигнал бедствия. Это могло произойти из-за отказа электрооборудования. Можно предположить, что катастрофа произошла из-за остановки единственного работающего двигателя, в результате которой команда могла потерять управление над судном и не смогла выправить нарастающий крен и его внутренние помещения залило водой, что привело к затоплению.

Капитан теплохода "БУЛГАРИЯ" А. Островский погиб, тело капитана и его супруги было найдено 12 июля.

12 июля 2011 г. следственный комитет завел уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") на арендатора судна, главу компании "Аргоречтур" Светлану Инякину, а также на старшего эксперта камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова.

После катастрофы мимо проходили два судна - "Дунайский-66" и "Арбат". На их капитанов завели уголовные дела по ст. 270 УК РФ ("Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие"). При этот вряд ли стоит говорить о том, что капитаны этих судов знали о крушении теплохода и умышленно не оказали помощь, в которой нуждались потерпевшие.

12 июля была обозначена дата подъема теплохода - 16 июля 2011 года. Позднее дата подъема была перенесена на 18 июля на 10 часов утра. В итоге "БУЛГАРИЮ" удалось поднять лишь 23 июля 2011 года. Сроки затягивались из-за огромных технических сложностей, возникающих при решении этой инженерной задачи. Теплоход увяз в иле, в акватории было волнение, пришлось ровнять дно для установки "БУЛГАРИИ" на ровный киль. Теплоход подняли до уровня верхней палубы, после чего началась откачка воды, песка и ила с борта теплохода, которые значительно увеличивали вес судна.

Фото РИА Новости, Валерий Мельников.

Катастрофа "БУЛГАРИИ" стала крупнейшей со времен крушения теплохода "АЛЕКСАНДР СУВОРОВ" в Ульяновске, что в 50 километрах южнее места гибели "БУЛГАРИИ".

После подъема теплохода, он был помещен в плавучий док, в котором должен был быть доставлен к берегу. 28 июля при погрузке "БУЛГАРИИ" в плавучий док, судно рухнуло с трехметровой высоты на палубу дока. Это могло произойти из-за неточных расчетов руководителей операции по переносу судна. К тому же, теплоход переносился с креном. Упав на правый борт, теплоход получил повреждения этого борта, которые, вероятно, затруднили экспертизу причин аварии.

15 августа 2011 года Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила свое расследование аварии дизель-электрохода «Булгария». Отчет комиссии приведен ниже.

Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу.

В ходе расследования было установлено, что 10 июля 2011 г. в 11:15 капитан д/э «Булгария», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с,), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала н.п. Болгары в Казань.

Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна «Булгария» проигнорировал это требование безопасности, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов.

При движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.

Около 12:25 10 июля 2011 г. судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э «Булгария» входил в левый поворот у осевого поворотного буя № 82, для чего рули судна были положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. Комиссия предполагает, что после начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Для уменьшения площади воздействия ветра на левый борт капитан принял решение лечь курсом «на ветер», для чего рули были положены на 15° влево, в результате чего судно еще больше накренилось на правый борт. В результате сложения имевшегося статического крена на правый борт, инерционных сил, возникающих при выполнении судном поворота, давления, вызванного действием ветра на левый борт, а также влияния волнения и качки судна, возник дополнительный кренящий момент, который образовал крен 13° на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.
Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:
1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:
- с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);
- с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий).
- при силе ветра более 7 баллов (13,5 – 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла – 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;
2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
- в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
- в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
- в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
- в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
- в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).
В работе Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принимали участие специалисты Ространснадзора, представители научных организаций (Центрального научно-исследовательского института морского флота), классификационных обществ (Российского Речного Регистра). Также Комиссией были учтены мнения независимых специалистов из числа ветеранов-судоводителей и судомехаников речного флота, представителей общественных организаций (Ассоциации судоходных компаний, Союза Российских судовладельцев), других лиц и организаций.
Материалы расследования в установленном порядке будут направлены в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.
Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства.

26 июля из глубин Куйбышевского водохранилища близ села Сюкеево Республики Татарстан была поднята «Булгария». Теплоход, который хранит мрачную и грустную память об ужасной трагедии, произошедшей 10 июля.

Это крушение - самая крупная катастрофа транспорта на реке в истории современной России.

Немного из истории судна до трагедии

Теплоход был построен в 1955 году в Чехословакии. С тех пор на нем никогда не производили капитальный ремонт. Первоначальное название теплохода - «Украина».
Можно отметить, что у моряков есть одно суеверие: нельзя изменять имя корабля, ни при каких обстоятельствах. Однако в 2001 году теплоходу дали новое имя - «Булгария».

Так совпало, что и Куйбышевское водохранилище было организовано в 1955 году, когда была построена перекрывающая Волгу. В то время под водой остались сотни сел с остатками жилых строений.

Место крушения «Булгарии» было тем же злополучным местом, где когда-то это судно уже терпело неприятности.

Это еще один ужасающий факт - «Булгария» один раз уже тонула именно в том же месте и при подобных обстоятельствах. Об этом рассказал один из бывших в то время штурманов одному из изданий прессы. Это произошло в 2007 году. Во время сильного шторма были затоплены нижние кубрики (вода проникла в помещения тоже из открытых иллюминаторов). На тот момент экипаж нашел выход из создавшегося положения и не дал судну уйти ко дну.

День трагедии - крушение теплохода «Булгария»

9 июля - первый день обычного круиза «Булгарии» по Волге... Никто даже предполагать не мог, что это путешествие обернется ужасной трагедией для всей России.
После благополучного прибытия в Болгар, на вторые сутки (10 июля 2011 года), ближе к обеду, примерно в 15 минут двенадцатого судно направилось в обратную дорогу. Всего на нем был 201 пассажир.

Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Порывы ветра предполагались до 18 м/с, а это вполне переносимое нормальное явление. Однако через некоторое время ветер стал усиливаться и постепенно превратился в шторм. Теплоход начал крениться.

В результате увеличения наклона судна объем поступающей воды в отсеки судна через открытые иллюминаторы достиг 125 тонн за минуту. В следующие несколько секунд резко увеличился крен правого борта до 20 градусов. Примерно в половине второго дня произошло непоправимое - затонул теплоход «Булгария».

О технических неисправностях судна

На тот момент в машинном отделении судна как обычно работали машинисты, занимавшиеся устранением неполадок в одном из сломавшихся в самом начале тура двигателей. Это практически обычная, нестрашная и поправимая ситуация для моряков.

И все же это говорило о том, что «Булгария» - теплоход, который давно нуждался в капитальном ремонте. И при всем этом билеты на ближние несколько круизов были давно раскуплены, и отменять их никто не собирался.

Спасение пострадавших, оказание помощи

К сожалению, два судна, проплывающих мимо тонущего теплохода, - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», не оказали «Булгарии» и ее пассажирам необходимой помощи.

Первым откликнувшимся на беду оказался круизный пассажирский теплоход «Арабелла». Кроме того, экипаж оказал спасенным и первую медицинскую помощь.

Капитан «Булгарии»

Капитаном туристического судна был Александр Островский. По свидетельствам очевидцев, он пытался вывести теплоход на мель, однако корабль совсем немного не дотянул до нее.

Возможно, капитан на тот момент понял, что судно терпит неминуемую катастрофу. Хоть и скорость была максимальной, до мелкой глубины теплоход не дотянул всего лишь 40 метров. По расчетам представителей МЧС, в случае выведения судна на мель, результаты и последствия трагедии были бы не настолько ужасными и трагическими.

Капитан Александр Островский вместе со многими пассажирами погиб. На этом же теплоходе была и сестра капитана, которая тоже погибла.

Старший электромеханик теплохода Василий Байрашев рассказал, что капитан до последнего надеялся на спасение судна и пассажиров и пытался что-то сделать.

Последствия катастрофы

Это произошло от берега в трех километрах. Страшную катастрофу перенес теплоход «Булгария». Погибшие - 122 человека. Всего спасены 79 пассажиров, 14 из них были сразу госпитализированы. Спасенные были доставлены в город Казань на борту другого круизного теплохода - «Арабелла».

Сразу после кораблекрушения на протяжении нескольких дней продолжались операции по подъёму «Булгарии» со дна водохранилища и по поискам тел погибших с привлечением огромного количества техники и спасателей.

Расследование крушения

В начале 2013 года расследование уголовного дела по происшествию с «Булгарией» завершилось.

Генеральный директор компании - субарендатор теплохода Инякина Светлана получила впоследствии смягченное наказание: 11 лет заменены на 9 с половиной лет заключения в колонии общего режима.

Также заслужили наказание следующие подследственные по данному делу: Хаметов Р. (помощник капитана «Булгарии») осужден на 6,5 лет; начальник Казанского отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев - 6 лет заключения; бывший глав. госинспектор этого же управления Владислав Семенов - 5 лет; старший эксперт Росречрегистра (Камского филиала) Яков Ивашов освобожден от назначенного наказания и отпущен прямо в зале суда, попав под амнистию (был первоначально осужден на 5 с половиной лет).

Однако прокуратура республики Татарстан обжаловала приговор, считая его слишком мягким. Гособвинение попросило изменить вышеуказанный Московского района г.Казани и вновь назначить четырем подсудимым более суровые приговоры: Инякиной С.- 14 лет 6 месяцев, Тимергазееву И. и Семенову В.- по 8 лет; Ивашову Я. - 7 лет лишения свободы.

Капитанов «Арбат» и «Дунайский-66» наказали штрафами в размере 130-190 тысяч рублей.

Причины трагедии

Самыми основными причинами крушения «Булгарии» являются сильный износ судна, перегруженность его пассажирами и грубые нарушения в процессе эксплуатации, а также сильный шторм.

Помимо всего прочего, у субарендаторов судна не было необходимых разрешений, чтобы использовать его именно для туристических круизов.

233 человека максимально по проекту строительства должна была вмещать «Булгария». Теплоход рассчитан на 140 мест для пассажиров. В том круизе на борту судна был 201 человек с большим количеством детей. Среди пассажиров оказались и беременные женщины.

Много причин сопутствовало такому трагическому исходу путешествия «Булгарии».
Одной из причин оказалась недостаточно правильная техническая оснащенность спасательными средствами. На многих телах утонувших, извлеченных водолазами, были жилеты. Однако они никого так и не спасли. А это значит, они не отвечали необходимым требованиям.

Много людей было во внутренних помещениях «Булгарии». Они даже не успели выбежать на палубу. Все произошло очень быстро. По рассказам очевидцев, в воду судно ушло всего минуты за две-три. За такое время шансов выбраться пассажирам из кают и трюмов не было никаких.

Самое главное, теплоход был технически неисправен и шел с большим креном на правый борт. Как раз этот борт и зачерпнул большой объем воды при повороте, что и стало основной причиной ухода судна под воду.

Причины кораблекрушений подобного рода всегда не единичные, комплексные. Наиболее правдоподобными в данной катастрофе выглядят вышеуказанные или совокупность различных причин: перегруженность судна; технические неисправности; неблагоприятные погодные условия; недостаточная оснащенность спасательными средствами. Все это в целом и привело к ужасной беде - гибели больше ста человек (из которых 28 - дети).

Причина смерти большого количества детей

На всех туристических судах есть специальная программа аниматоров на время ухудшения условий погоды во время путешествия. Имела ее и "Булгария". Теплоход содержал игровую музыкальную комнату для таких случаев. Все дети были приглашены на праздник. Самому старшему ребенку было 12 лет.

В то время, когда теплоход начал крениться, дети наслаждались представлением. Перепуганные дети кричали, звали на помощь своих родителей. В связи с тем, что взрослые ринулись спасать своих детей, началась давка. В такой обстановке смогли спастись только 79 из 201 пассажиров, 28 детей погибло.

При всем этом, в самой игровой комнате нашли тела только семи детишек. Остальные были в коридоре и в других помещениях корабля. Они не успели выбраться.

Спасенные, выжившие

Относительно счастливыми оказались те, кто в момент начавшейся трагедии находился наверху, на палубе - их просто смыло водой. Выжили те, кто смог удержаться на плотах и других предметах на поверхности воды. Многие просто держались за что-либо. Многие даже до конца не успели осознать, что же произошло.

Надежда на спасение у них усилилась, когда на горизонте появились «Арбат» и «Дунайский-66». Ужасно - они прошли мимо.

Свидетельские комментарии оставшихся в живых пассажиров

Спасенные свидетельствуют, что «Булгария» затонула за пару минут. Даже не успели шлюпки спустить, только два надувных плота раскрылись.

Один из выживших рассказал, что отдыхал на теплоходе вдвоем с женой. В тот момент, когда «Булгария» стала крениться, он схватил супругу за руку и выбежал на палубу. Там уже столпились многие пассажиры. Мужчина нашел и, привязав его к супруге, выкинул ее за борт. За ней он смог отправить туда же и мужчину с двумя детьми, а потом и сам спрыгнул в воду. Спасены они были местными рыбаками на лодках.

Другой мужчина рассказал, как спас 5-летнего малыша, потерявшего маму и бабушку, а затем спас и женщину. Однако спасти свою жену, причем беременную, ему не удалось.

Таких душераздирающих рассказов у каждого выжившего пассажира «Булгарии» много. И почти все они утверждают, что многие члены экипажа пытались в первую очередь спасти себя.

Куйбышевское водохранилище стало свидетелем ужасной трагедии, принесшей смерть отправившимся в приятное путешествие людям. Эта катастрофа является следствием непростительной безответственности.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png