Цемесская бухта является природной гаванью, расположенной на северо-востоке Черноморского побережья. В северо-западной части бухты находится город-герой Новороссийск и морской порт. Это вторая по значимости бухта акватории РФ после Севастопольской. Молы, причалы, волнорезы, заводы, грузовые, торговые и военные суда – все это делает бухту мало привлекательной с курортной точки зрения. Однако, бухта чрезвычайно интересна своей историей и природными особенностями.

Цемесская бухта образована Суджукской косой и мысом Дооб. На западе бухты находится Абрауский полуостров, на востоке — Маркхотский хребет. Длина береговой линии составляет 15 км, вдаётся бухта в сушу на 7 км.


Вход в Цемесскую бухту широкий — 9 км, ширина в средней части составляет 4,6 км

Максимальная глубина бухты — 27 метров. Однако проходимость судов осложняется окаймляющими берега рифами, Пенайскими банками (мелями у входа с глубиной 5-6 метров), а также останками затонувших кораблей.


При прохождении Цемесской бухты суда в обязательном порядке руководствуются лоцией, учитывая все навигационные опасности

Температура воды зимой не опускается ниже +5, благодаря чему бухта судоходна в течение всего года. Но с ноября по март бухта подвержена норд-остам (борам) , когда скорость ветра может достигать 40 м/с, а волнение моря — 12 баллов. Бора («боре») – холодный северный ветер. Такие ветра обычно образуются в регионах, где теплое море соседствует с невысокими горными хребтами. В Новороссийске это Маркхотский хребет или хребет Варада. Жители Новороссийска могут предугадать скорое появление боры по густым облакам на вершинах гор, которые называют «бородой». Бора способствует резкому падению температуры, образованию ледяной корки и иногда появлению торнадо. Во время боры суда уходят в открытое море или отстаиваются на якоре в спокойных водах соседнего селения Южная Озереевка в 12 км от Новороссийска. Такие боры наблюдаются на берегах Адриатического моря Балканского полуострова, на Новой Земле, на берегах Байкала.


Вид на Цемесскую бухту и гору Колдун по трассе М-4 из Геленджика в сторону Новороссийска

Описания боры в Новороссийске в повести К. Паустовского «Черное море»:

«Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия тёмных и безлесных гор, Новороссийского укрепления».

«Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе».

«Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свёртывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов».

Почему «Цемесская»?

Названа по одноименной реке Цемес (Цемез), впадающей в бухту. Исток реки находится на северо-восточном склоне г. Гудзева (425,6 м). С адыгейского «цемез» означает «лес насекомых», «гнилой лес». В натухайском диалекте также переводится как «лес с большим количеством насекомых».

Течет речка через индустриальную часть города Новороссийска и впадает в бухту в районе Цемесской рощи. Река была судоходной до 1921 года, пока не вырубили лес по склонам гор.

Набережная Адмирала Серебрякова вдоль западного берега Цемесской бухты. Названа в честь первого генерал-губернатора города — адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (1792- 1862)

Сахарная голова и цементные заводы

Если вы будете в Новороссийске, то можете услышать о Сахарной голове. Это самая высокая точка Маркотхского хребта (558 м), названная так из-за своей конусообразной формы. Кстати, точно так же, Сахарной головой, называется и характерная вершина в Рио-де-Жанейро.


Вид на Маркотхский хребет, карьеры и цементный завод с набережной Новороссийска

Высота Маркотхского хребта колеблется от 400 до 800 метров над уровнем моря, сложен он осадочными породами мелового периода. Название хребта произошло от адыгского «маркотх», что переводится как «ежевичные места». Ягод здесь и правда много, однако, основное «богатство» не ежевика, а мергель, который идет на производство высокопрочного цемента. Поэтому склоны хребта изуродованы карьерами по добыче мергеля, а Сахарная голова с каждым годом «тает». У подножья находятся цементные заводы, что не прибавляет экологии Новороссийску.

Затонувшие корабли

Цемесская бухта приобрела дурную славу из-за событий, связанных с гибелью кораблей, и ряда аномальных явлений. Многие называют бухту «Бермудским треугольником Черного моря», куда затягивает корабли, водолазов и дайверов. По одной из версий, бухта представляет собой кратер остывшего вулкана, и поэтому во время тектонической активности и землетрясений происходят магнитные аномалии. Также эти явления связывают с наличием железных руд на дне Цемесской бухты. По другой версии, в бухте нет ничего аномального, а все происшествия связаны лишь с большой судоходностью. До сих пор в бухте дайверы находят обломки древних судов.

При упоминании Цемесской бухты прежде всего вспоминают событие июня 1918 года, когда была затоплена эскадра кораблей Черноморского флота во избежание взятия ее немцами. На 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году в память об этом трагическом событии установлен ансамбль «В память затопленных кораблей Черноморского флота» . В сторону Цемесской бухты обращен 12-метровый гранитный коленопреклонённый матрос с надписью: «Морякам-революции». Напротив, на смотровой площадке находится гранитный «Куб-визир» , символизирующий уходящий ко дну корабль.


Внутри куба из цветного стекла и металла выложен флажной сигнал, который был поднят на всех затопленных кораблях: «Погибаю, но не сдаюсь»

На кубе надпись: «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии». На другой стороне: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». По краю расположена композиция «Силуэты затопленных кораблей» с изображением (где известно) и названием каждого корабля, направлением и расстоянием до места его затопления. В 1920-х годах некоторые из затопленных судов были подняты и восстановлены.

Вид на мыс Дооб и курортный поселок Кабардинка от памятника затонувшим кораблям


Где-то там, под гладью воды, покоятся останки кораблей

Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Город - порт. Город - герой. Новороссийск.

Новороссийск – небольшой город на юго-западе Краснодарского края России с численностью населения чуть менее 300 тысяч жителей. За счёт отдыхающих население увеличивается до 450 тысяч человек. При этом национальный состав города достаточно разнообразен и своеобразен: основную часть населения составляют русские, затем в меньшем количестве идут украинцы, поляки, чехи, немцы, греки, армяне, евреи, грузины и татары.

На морском берегу помню город, он в искрах рассвета,
Удивительно светел и как-то невиданно чист.
Вы узнали его, он один на огромной планете,
Носит гордое имя, красивое, Новороссийск.

Там в порту загружается снова торговое судно,
И на вечном приколе военный корабль стоит.
Я пьяна этим городом! Счастьем пьяна беспробудно!
Он сейчас далеко и от этого сердце болит....

Трофимова Анна



город - порт

Основной достопримечательностью Новороссийска можно назвать Цемесскую бухту, на берегу которой стоит город. На картах, впрочем, она отмечена как Новороссийская. Это самая большая бухта на российском побережье Чёрного моря. Её длина - 15 километров, ширина у входа - 9 километров, глубина - 21-27 метров. Сюда впадает река Цемес, по имени которой и названа бухта.


Цемесская бухта

Климат в Новороссийске близок к средиземноморскому. Характерные для города сильные ветра могут быть вызваны вторжением на Черноморское побережье холодного воздуха с Северокавказского плато.


Новороссийская бора

Ежегодно, чаще всего с ноября по март, в районе города дует шквальный ветер, который называют норд-ост, или бора. Он бывает настолько сильным, что вырывает деревья с корнем и сносит крыши домов. Массы холодного воздуха, проходящие через горы, выглядят как гигантские клубы сахарной ваты. Если дует норд-ост, температура воздуха за считанные часы может понизиться на 10 - 15 градусов.


Отцы - основатели Новороссийска

Памятник отцам-основателям Новороссийска генерал-лейтенанту Николаю Раевскому, контр-адмиралу Лазарю Серебрякову и вице-адмиралу Михаилу Лазареву установлен в Историческом сквере набережной.

Будучи расположенным на побережье Новороссийской бухты Чёрного моря, город является крупнейшим портом, включающим пассажирский, грузовые порты и нефтеналивную гавань. Через Новороссийск проходит громадный грузооборот, в особенности - по морю, а почти весь берег города занят причалами для судов, которые транспортируют различные грузы: цемент, зерно, нефть, металл, лес и т. д.


Крейсер «Михаил Кутузов»
Волею судьбы артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» стал последним кораблем, который уцелел, и благодаря борьбе ветеранов крейсера сохранен как памятник флоту и эпохе, как образец кораблестроения, как музей, как база для подготовки будущих поколений моряков.


Корабль-музей

Крейсер «Михаил Кутузов» на вечной стоянке у морского вокзала города-героя Новороссийска. Набережная Адмирала Серебрякова.
Крейсер «Михаил Кутузов»: Водоизмещение: 16 300 т. Размеры: длина – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м. Скорость хода максимальная: 33 узла. Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах. Крейсер "Михаил Кутузов" 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск из Севастополя и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.



Круглый год в Цемесскую бухту заходит множество торговых и пассажирских судов, но, говорят, не все они, выходя из неё, благополучно достигают места своего назначения. В бухте, на глубине 47 метров, лежит русский «Титаник» («Адмирал Нахимов») - пассажирский пароход, затонувший по невыясненным причинам. Кроме него, здесь затонуло еще много кораблей разных времён. По словам моряков, навигационные приборы в Цемесской бухте, непонятно почему, часто выходят из строя, а дайверы утверждают, что погружение в этом районе связано с огромным риском для жизни. Многие называют Цемесскую бухту аномальной подводной зоной.




Малая земля. Музей

В годы ВОВ, в частности на протяжении 1942 года немецкие войска стремились к городу. Активно, ожесточенно и целенаправленно. В сентябре немцы ворвались в город, захватили важнейшие объекты жизнеобеспечения, вокзал и крупные железнодорожные узлы. Середина войны, то есть зима 1943 года, после Сталинградской битвы инициатива перешла к нашим войскам. Немцы принуждены были оставить в немедленном порядке свои позиции и отойти за оборонительные рубежи довольно сильного характера.

После ожесточенных боев уличного характера, которые имели место в Новороссийске, город был полностью освобожден. В 1973 – Новороссийск был официально признан городом-героем. На территории Новороссийска множество знаменитых памятников, монументов и прочих исторических зданий. Памятник «Малая земля», посвященный героической высадке десанта, представляет собой два железобетонных массива (с виду напоминающих деканатское судно) с высеченными барельефами матросов и солдат. У подножья мемориала – Вечный огонь.


Памятник Мемориал

В середине «судна» Музей воинской славы. Недалеко от этого места музей советской и трофейной боевой техники. Его территория поделена на бетонные квадраты, в отверстиях которых посажено 1419 тополей равное числу дней, в течение которых длилась ВОВ. Историческими памятниками так же являются «Рубеж» и«Коленопреклоненный матрос» .




Памятник-ансамбль "Малая земля" - часть мемориального комплекса "Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг." - расположен на берегах Цемесской бухты.

Памятник-ансамбль «Малая земля» стоит на берегу Цемесской бухты. Здесь установлен десантный корабль-мемориал, на левом борту которого располагается бронзовая девятифигурная скульптурная группа «Десант» - изготовившиеся к бою моряк, пехотинец, командир и девушка-санинструктор. На другом борту корабля, со стороны моря, находится еще один многофигурный мемориал - готовые к наступлению бойцы.






Малая земля Музей

Внутри памятника устроена галерея боевой славы. В состав комплекса «Малая земля» входит еще один интересный музей - Музей военной техники периода Великой Отечественной войны.


Музей невелик. Основная часть экспонатов - военная техника Второй мировой войны, в основном, советская. Вражеская техника представлена противотанковой пушкой, также есть части американского истребителя. Многие трофеи подняты с морского дна.


Памятник-ансамбль "Линия обороны"

Массовый подвиг защитников Новороссийска увековечен в памяти народа. У шоссе на юго-восточной окраине города на постаменте стоит изрешеченный пулями и осколками снарядов и мин остов железнодорожного вагона - реликвия Великой Отечественной войны.


В ознаменование героической обороны Новороссийска в центре города воздвигнут памятник - трехфигурная композиция бойцов с автоматами и знаменем. На постаменте надпись: «Воинам защитникам города Новороссийска 1943».


Аллея городов героев Новороссийск.Приведены даты присвоения звания, а не указов о вручении медалей «Золотая Звезда» и орденов Ленина городам, получившим звание города-героя ранее: Новороссийск - с 14 сентября 1973 года


В память о героических подвигах моряков-десантников в 1968 г. на бетонном постаменте в форме высоко поднявшейся волны установлен торпедный катер. Памятник стал символом всех катеров, принимавших участие в боях за Новороссийск в сентябре 1943 г. Автор памятника – архитектор Н. Никитин.


На набережной Адмирала Серебрякова в 1960 г. открыт памятник «Неизвестному матросу». На высоком гранитном пьедестале застыла 7-метровая бронзовая- фигура матроса с автоматом на плече. Памятник стал символом мужества воинов-черноморцев.




аллея городов - героев


На аллее возле парка Фрунзе

Замечательными местами для прогулки по праву можно считать городскую набережную, с которой открывается великолепный вид на корабли, морской вокзал и площадь Героев, на территории которой находится парк и установлены памятники героям войны.




"Судьба морячки"


якорь набережная




Дева с розами. Поющий фонтан в центре Новороссийска






До 70-х годов собственной пресной воды в Новороссийске не было. Особенно летом небольшие местные запасы воды около города истощались. Воду в город возили танкеры из Туапсе. Жители всегда ждали появление танкеров с водой. В начале 70-х годов было принято решение о строительстве водовода с Кубани. Когда вода с Кубани пришла в Новороссийск (заработал Троицкий групповой водопровод), то на набережной напротив каботажного пляжа появилась скульптура-фонтан "Дарящая воду".


Фонтан "Дарящая воду"










памятник А.С. Пушкину




Памятник Наталье Гончаровой








Набережная Адмирала Серебрякова.
Скульптура «Дельфин и русалка» установлена в 2007 г. в Новороссийске. Скульпторы Т.М.Синельникова, А.И.Суворов.












Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина
Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина является единственным в Краснодарском крае и одним из двадцати планетариев России. Здесь можно полюбоваться звездным небом, определить местонахождение планет, послушать рассказ о созвездиях, кометах, звездах, увидеть северное сияние.




Скульптура при Новороссийском колледже строительства и экономики








Колокольня Успенского собора. Успенский кафедральный собор


Собор Успения Пресвятой Богородицы


крест Крест установленный в честь 2000 летия с рождения Иисуса Христа



Здание Новороссийского морского торгового порта






Зал морского порта Новороссийск.


а вот так грузят сухие грузы на суда. Отсюда и название "Сухогруз"...Кто не живет на берегу моря, тот и не знает, как грузят, да как перевозят...


а вот это - судно нефтеналивное. Отсюда и название "Наливняк"...






а вот это тоже, можно сказать, памятник...
Этот сухогруз затонул 11.11.2007 г. во время шторма выброшен на берег в районе Новороссийска.Построен на судоверфи "Yildirim" (г.Стамбул, Турция).Валовая вместимость: 955 т.. Дедвейт: 2103 т












Винзавод "Мысхако". Логотип винного завода «Мысхако»
В нескольких километрах от Новороссийска расположено село Мысхако, где находится одна из старейших винодельческих компаний России. Здесь же действует дегустационный зал. В нём можно не только попробовать разные сорта вина, но и рассмотреть уникальные археологические находки античности - амфоры, пифосы, чаши.











В Новороссийск я приехал мартовским, непривично солнечным и тёплым для жителя северных болот, утром. В Питере ещё не растаял снег, в Ростове на Дону ветренно и зябко, а здесь уже цветут деревья и тюльпаны. Настроение поднялось до отметки "сверхпозитивное", и придя немного в себя после полубессонной ночи в поезде, я, щурясь от солнечных бликов на морской глади, отправился гулять по?городской набережной.

На самом деле я вас обманул. Первым делом я отправился не гулять по набережной, а на Малую землю. В феврале 1943 года в соответствии с планом наступления на занятый немцами Новороссийск "Море" здесь был высажен десант. 225 дней длилась оборона занятого плацдарма. Обороняющиеся были в крайне невыгодных по сравнению с немцами условиях - открытая всем ветрам Малая земля отлично простреливалась с окрестных высот. Плацдарм сыграл свою роль, с него наступала одна из трёх групп войск, обеспечивших блокирование и захват Новороссийска. Кстати, на Малой земле в качестве военного политработника воевал Л. И. Брежнев, и именно с этим обстоятельством свяывают повышенное внимание к этому, героическому, но в целом рядовому, по мнению военных историков, эпизоду Великой Отечественной войны.
Памятник защитникам Малой земли - стилизованный нос десантного корабля был открыт в 1982 году.

А с погодой мне, как выяснилось, чрезвычайно повезло. Ибо, по словам местных жителей, ещё только накануне здесь дул ледяной ветер, знаменитая борá. Что такое новороссийская бора я в далёком прошлом ощутил на своей шкуре. Вот фото практически на том же месте, что и предыдущее, но двадцать четыре года назад. Я с отцом на Малой земле. Дует бора. До сих пор помню как сбивало с ног и пробирало до самых костей.

На том месте где стоит памятник защитникам Малой земли в стародавние времена располагалось небольшое турецкое поселение с крепостью Суджук-Кала. Небольшой мыс, выступающий в море чуть южнее до сих пор носит название Суджукская коса. Пишут, что летом это излюбленное место отдыха местных жителей. Но то летом, а сейчас только редкие рыбаки сидят на берегу.

Вот этот дед и поведал мне, когда я, дойдя до конца косы, остановился вглядываясь в очертания судов на горизонте, что теряющийся в дымке маяк называется Суджукским, а до островка вдалеке можно дойти вброд, и именно здесь снимался эпизод "Бриллиантовой руки". Тот самый, когда героя Андрея Миронова отбуксировало на островок посреди моря, а мальчишка, пришедший сюда вброд, поначалу показался ему святым? "Иди отсюда, мальчик, не мешай!". "А ну прочь, щенок! Пшёл отсюда!"

А вот теперь я действительно отправился гулять по городской набережной. Прогулка получилась неторопливой и ленивой. Сидя свесив ноги на краю одного пирса перекусил гиросом (в Новороссийске и окрестностях не видел ни одной арабской шавермы-шаурмы, в качестве фастфуда сплошной греческий гирос). Перебрался на другой пирс в паре сотен метров от первого, где завис на добрых полсчаса, глядя как тренируются на шверботах будущие яхтсмены.

Так потихонку и добрался до морского вокзала. Рядом с морвокзалом пришвартован крейсер "Михаил Кутузов", где действует филиал музея Военно-Морского флота России.

Новороссийск - крупнейший порт России. Это ощущается по внушительному количеству судов, стоящих ли на рейде в Цемесской бухте, идущих со стороны или в сторону моря, смутно ли виднеющихся на горизонте. Встечая и провожая суда, сидя у маяка на конце западного мола порта, можно убить оставшиеся от светлого времени суток пару часов. Вот уходит в море танкер Газпромнефти:

Вот пришёл танкер "Novosea":

Вот буксир направился встречать гостя:

А вот уже он с коллегами возвращается ведя грека "Heron":

А за всей этой портовой суетой невозмутимо наблюдают рыбаки, восседающие на молу с интервалом в десять метров. Таскают себе из моря мелкую рыбёшку. Крупного улова не видно ни у кого. Наверное сразу прячут...


На следующий день я направился на противоположную сторону Цемесской бухты - в село Кабардинка. В детстве я несколько раз отдыхал здесь с родителями в пансионате "Восток". Какими огромными представлялись тогда расстояния! Казалось, от пансионата до автобусной остановки на Новороссийск дойти невозможно. А, оказывается, от неё до маяка на мысе Дооб от силы полчаса неторопливой ходьбы.

Здесь, у маяка, в советские времена располагалась турбаза. Сейчас, судя по её состоянию, не действует. Вокруг домиков валяется строительный мусор, лестницы к морю недоотемонтированы. Создаётся впечателние, что начали ремонтировать, да и бросили на середине. Хотя в одном месте копошились люди, напоминающие строителей...

Приятно посидеть на скалах у кромки прибоя, подставив лицо солнцу и ветру:

С мыса Дооб открываются замечательные виды:

Вид в сторону Новороссийска. Даже не ожидал, что вода в Чёрном море может быть такого цвета.

31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут на траверзе мыса Дооб примерно в двух милях от берега в результате столкновения с балкером "Пётр Васев" потерпел крушение пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". На его борту было 1243 пассажира и члена экипажа. Погибло 423 человека. Я с родителями приехал отдыхать в Кабардинку как раз некоторое время спустя после этих событий. Помню и спасательные суда и огороженное буями место катастрофы. Несколько лет спустя на мысу уже стоял памятник погибшим на "Нахимове". Несколько труб поглощают гранитные волны и часы, указывающие 23:20, поднятые с затонувшего парохода.

Пансионат "Восток", где я отдыхал в детстве, как и турбаза "Маяк" производит впечатление недействующего. Двери в летних домиках открыты настеж, в спальных корпусах кое где побиты стёкла, из трещин в асфальте торчит трава и уже местами пробиваются кусты. Но при этом в некоторых комнатах стоят кровати с матрасами. Идеальное место ночлега для лиц без определённого места жительства.
Пансионатский пляж прилично размыло, он стал совсем узким:

А ведь когда-то на нём хватало места, чтобы отмечать праздник Нептуна.

И только вид с балконов всё тот же - Маркотхский хребет и Цемесская бухта со стоящими на рейде грузовыми судами.

Новороссийск называют южными вратами России. Это мощный современный промышленный город, огромный порт, база кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Это и славное прошлое, о чем напоминают величественные памятники времен Революции и Великой отечественной войны, это «Малая земля».

Свое знакомство с Новороссийском мы решили начать с его портовой части — прогуляться по набережной, увидеть знаменитый крейсер «Михаил Кутузов». И что может быть лучше морской прогулки! О ней — мой сегодняшний рассказ.

Выйдя на набережную, мы увидели у причала прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»*, который через несколько минут собирался отчаливать на полуторачасовую прогулку. Голос из динамика созывал людей. Такая удача! И вскоре мы уже любовались красотами огромной Цемесской (Новороссийской) бухты.

* Владимир Шапурко (1936-2009) — инженер, всю жизнь посвятивший судам Новороссийского пароходства, работал в Новороссийской инспекции Регистра СССР. Осуществлял надзор за постройкой и ремонтом российских судов. Неоднократно бывал за рубежом для выполнения особо ответственных заданий. С 1994 года — заместитель начальника инспекции. Участвовал в расследовании причин гибели пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Награжден многочисленными медалями и грамотами, его имя занесено на Доску Почета Главного управления Регистра.

Прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»

Погода по дороге из в Новороссийск нас не радовала. С гор сползали тяжелые тучи, предвещавшие бурю. Однако потом все удивительным образом рассосалось, и мы увидели всю красоту Цемесской бухты, Маркотхского хребта, Новороссийского порта.

Проклятие Цемесской бухты?

Как прочитала потом, непроста и зловеща Цемесская бухта бухта. Много кораблей погибло здесь, некоторые из них — по неизвестной причине. Вспомнить хотя бы трагедию пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года, когда при столкновении с сухогрузом море унесло жизни 423 человек. А еще раньше, в 1918 году по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот — во избежание сдачи немцам. Скорбная фигура матроса — возвышается на горном откосе около трассы М-4 «Дон». В годы Великой отечественной войны здесь погибло несколько десятков кораблей, некоторые из которых не найдены до сих пор. И еще немало других трагедий — гибели судов, людей.

А может и нет никакого проклятья этой бухты? Может дело в неистовой новороссийской боре, бушующей здесь осенью и зимой?

Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия темных и безлесных гор, Новороссийского укрепления.
Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.
Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. — Константин Паустовский, «Черное море»

Или в том, что здесь самое интенсивное на Черном море движение морских судов? Ведь глубина Цемесской бухты в среднем около 21-27 метров, что позволяет входить сюда океанским кораблям и судам любого типа.

Как бы то ни было, но в тот день эта бухта в форме подковы предстала передо мной величественной и спокойной. Российские и иностранные суда стояли на рейде. В порту кипели работы. Чуть поодаль виднелись военные корабли Черноморского флота России — даже после возвращения Крыма в Новороссийске остается немало наших кораблей.

Перевалочный комплекс и нефтебаза «Шесхарис»

Буксир «Адмирал Серебряков»

Некоторые горы изрыты карьерами. Здесь добывают мергель — осадочную горную породу, сырье для высококлассного цемента.

Корабли на рейде в Цемесской бухте

Вдали, на горном хребте, там где Андреевский перевал, виднеется полуразрушенная башня — недостроенный ресторан «Семь ветров». Оттуда открывается великолепный вид на окрестности.

С юго-востока Цемесская бухта ограничена мысом Дооб, рядом с которым расположена Кабардинка — популярный курорт.

Увы, через какое-то время наш теплоход развернулся — пришла пора возвращаться в порт Новороссийска.

Панорама Цемесской бухты в сторону Новороссийска

Величественно смотрится мемориал «Малая земля», место 225-дневных ожесточенных боев в годы Великой отечественной войны. О нем рассказ еще впереди.

Мемориал «Малая земля»

Карьер «Новоросцемента» — добыча мергеля

Вновь проходим мимо военно-морской базы Черноморского флота России. Рассматриваем грозные корабли. Слева на фотографии — новейший малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Зеленый дол», проходящий ходовые и государственные испытания.

Портовые сооружения и суда

Морской вокзал «Новороссийск»

Крейсер «Михаил Кутузов»

Вот такая морская прогулка по Цемесской бухте получилась у нас. Обещанных дельфинов мы не видели. Но и других впечатлений хватило! Может, конечно, и есть проклятие Цемесской бухты, которое губит корабли, но в тот солнечный день она показалась мне очень дружелюбной.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png