Активный отдых в Польше – одно удовольствие. Горы, море, велосипедные трассы, туристические маршруты. Чего здесь только нет. Отдельным пунктом в этом списке стоят путешествия по тевтонским замкам в северной части страны.

Тевтонский орден за несколько сотен лет своего властвования на этих землях построил около 90 замков и крепостей. Некоторые из них не дожили до наших дней – были разрушены, сожжены или снесены. Те, которые остались – поражают величием готической архитектуры, хвастаются богатой историей, окутаны многочисленными тайнами и легендами. Все это свидетельствует исключительно о непревзойденном мастерстве средневековых строителей. Тевтонские замки охотно посещают туристы со всего мира. Предлагаем и вам пройтись следами крестоносцев.

Крестоносцы – рыцари Тевтонского Ордена.

Экспедиционный маршрут по следам крестоносцев начинаем из Торуни. Этот город был основан рыцарями тевтонского Ордена в 1230 году. может похвастаться замечательным, полным исторических достопримечательностей, Старым Мястэм и не на много младшим Новым Мястэм. От могучего тевтонского замка, разрушенного во времена 13-летней войны, остались только красочные руины.

Руины тевтонского замка в городе Торунь.

Примерно в 15-ти километрах в юго-западном направлении от Торуни находится Замок Бежгловский – небольшая деревенька с хорошо сохранившейся крепостью. Бежгловская крепость – одна из самых старых тевтонских построек (1270 г). Именно в ней располагалась резиденция комтура (командира отдельного отряда рыцарского ордена). Замок был несколько раз разрушен во время сражений, но в середине XIX века его полностью отстроили в неоготическом стиле.

Бежгловская крепость – одна из самых старых.

Переправляемся через Вислу и отправляемся на север в город Свеце. Уже из далека виднеются массивные руины тевтонского замка, который был построен на искусственном островке, не далеко от впадения Вды в Вислу. Свецкий замок сохранил часть средневековой стены и высокую, более 30 метров, цилиндрическую башню, с верхушки которой открывается восхитительная панорама.

Башня Свецкого замка.

Теперь нам придется отправиться по берегу Вислы в северном направлении, дабы достичь города Гнев. Самый красивый вид на город откроется нам с восточной стороны. Гневский готический замок был построен во второй половине XIII века. Особо роскошным замок выглядел во время проживания в его стенах Великого магистра тевтонского Ордена Михала Кухмейситера.

Гневский замок.

Далеко на западе, возле древних границ Государства Тевтонского, стоит величественный Члуховский замок. Он сохранился до наших дней лишь частично - фрагмент городской стены и высокая 46-метровая башня, с которой открывается восхитительный вид на город Члухов. Одним из комтуров Члуховской твердыни был знаменитый Конрад фон Валленрод – 24-й магистр Ордена и величайший полководец Средневековья.

Тевтонская крепость в Члухове.

Другая, выдвинутая далеко на запад, достопримечательность – тевтонский замок в Бытове. Это одна из самых сохранившихся крепостей, история которой начинается в XIV столетии. Архитектором Бытовского замка был Миколай Фелленштейн – тот самый, который построил крепость в Мальброке. Сегодня в замке расположены музей и гостиница.

Бытовский замок.

Возвращаемся в долину Вислы, а дальше – следуем вдоль ее восточной притоки Ногата, чтобы увидеть самую значимую достопримечательность тевтонских следов. Замок в Мальброке. Это, самое огромное в мире кирпичное здание, было построено с целью обоснования в нем столицы Государства Тевтонского. Каждый год тысячи туристов приезжают, дабы полюбоваться этим сокровищем готической архитектуры.

Мальборк – самый известный замок крестоносцев.

Теперь отправляемся на юг, чтобы увидеть замок в Штуме. На перешейке между двух озер, в месте, занимающем прекрасную оборонительную позицию, возвышается Штумский замок, построенный в середине XIV века. В здании отлично сохранились подземные этажи, оборонные стены и ров. В настоящее время в Штумовском замке располагается Ассоциация Рыцарского братства земли Штумской.

«Замки крестоносцев были именно той приманкой, на которую Сирия «зацепила» меня с самого начала. Я помнил, как еще в школе зачитывался приключениями отважного короля Ричарда Львиное сердце и других благородных рыцарей, отправлявшихся в многолетние крестовые походы и сооружавших вдали от дома неприступные цитадели. И тут неожиданно выяснилось, что все это не сказка! Несмотря на войны и разрушения, сумрачные цитадели воинов креста сохранились и до сих пор стоят продуваемые всеми ветрами на скалистых холмах далекой Сирии…

БАНИЯС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Маркаб. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Не отправиться в путешествие, чтобы увидеть замки крестоносцев я не мог. Но на все замки времени у меня не было. Поэтому среди множества я выбрали три, которые показались мне наиболее привлекательными. Конечно, Крак де Шевалье, именно он до идущей сегодня гражданской войны в Сирии признавался всеми как самый хорошо сохранившийся. Кроме того — черно-серый Маркаб почти на самом побережье Средиземного моря и грандиозный замок Салахаддина, в который я и отправился первым…»

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

В гостях у Сайта для любознательных путешественников — Дмитрий Воздвиженский, мой коллега, журналист, фотограф, опытный путешественник. Этой статьей мы продолжим серию материалов под общим названием «Сирия до войны», расскажем о том, какой была эта страна еще совсем недавно, и о том какую Сирию мы безвозвратно потеряли.


Али Бита – не потомственный аристократ и не наследник миллионера. Но с самого рождения он жил в огромном средневековом замке — замке Салахаддина. До войны он был местом паломничества туристов. А когда-то это были просто никому не нужные развалины. Вот предки Али Бита – простые бедуины — взяли и поселились здесь.

В начале 20-го века это была территория Турции. Турки на замок, который назывался Сон, никакого внимания не обращали – хватало других, более насущных забот.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

А потому местное население с удовольствием пользовалось постройками, которые были сооружены отважными крестоносцами больше восьмисот лет назад. Теперь замок известен во всем мире, как один из шедевров крепостного зодчества. Бедуинов, конечно, уже давно переселили на новые места, а Али Бита, который провел здесь все свое детство решил остаться среди родных руин навсегда и работал смотрителем.

Али Бита, смотритель замка: «Моя семья жила здесь очень давно, и я тут родился и вырос. Я так привык к этим камням, что решил остаться среди них. Вот уже несколько десятков лет я работаю смотрителем и знаю здесь каждый уголок».


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Крепостной ров. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Замок Сон превратился в замок Салахаддина в 1957 году, сирийские власти назвали его так в честь великого арабского завоевателя, который сумел очистить Ближний Восток от европейских рыцарей. Взятие этой неприступной крепости считается одним из ключевых моментов той далекой военной кампании. Штурм длился всего несколько дней.

Это звучит невероятно. Мощные стены замка были окружены огромным рвом. В монолитной горе крестоносцы прорыли канаву глубиной в целых 30 метров. Это высота десятиэтажного дома. Причем долбили ров, естественно, без взрывчатки и экскаваторов, только кирками и лопатами. Потребовалось на это сто лет, но это уже детали. Само время тогда шло гораздо медленнее.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — цитадель замка Сон, замка Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Сверху ров венчал мощнейший донжон – отдельно стоящая и самая неуязвимая башня. В замке Сон рыцари чувствовали себя в абсолютной безопасности. Атаковать крепость в лоб мог только полный безумец. Но Салахаддин и не стал этого делать. Он окружил замок, а потом без особого труда захватил нижний двор, пробив брешь в стенах из катапульт. Крестоносцы считали, что его потеря не осложнит оборону. Но они просчитались. В итоге Салахаддин позволил им уйти, заплатив выкуп: 10 динаров с мужчин, 5 с женщин и 2 динара с ребенка.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Али Бита гостеприимно напоил нас чаем. Он говорил, что чувствовал себя настоящим хозяином, таким же как Роберт де Сон, строивший эти фантасмагорические укрепления или Салахаддин, взявший их почти без боя.

Али был уверен, что замок погубили именно его циклопические его размеры. Это был самый большой из всех замков крестоносцев: площадь — более пяти гектаров. Укрепить его целиком так же надежно, как со стороны донжона, рыцари не могли. Да и для того, чтобы защищать такие длинные стены нужно было очень много воинов. А их у крестоносцев и не оказалось.

Салахаддин прекрасно понимал эту крепостную математику и скорее всего именно поэтому даже не пытался штурмовать самый маленький из рыцарских замков – Крак де Шевалье…

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Знаменитый авантюрист Лоуренс Аравийский назвал его самым восхитительным из всех замков мира. Путешествовать Сирии и не побывать здесь – все равно, что побывать в Москве и не взглянуть на Кремль.


Плох тот турист, который не мечтает отколоть камушек от древней постройки: замка, пирамиды или храма. Делать это строго запрещено, как никак – памятник истории. Но существует особый род путешественников, на которых это правило не распространяется. Такие туристы называются археологами и делают они свое дело исключительно ради науки. Люди, увлеченно разбиравшие крышу средневекового донжона, оказались сирийскими и немецкими археологи. Их энтузиазм вполне объясним: последние серьезные исследования замка проводили еще при французах, в середине тридцатых годов. И с тех пор у ученых накопилось немало вопросов к этой твердыне.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Это потом появляются серьезные научные статьи и солидные монографии, а пока археологи похожи на любопытных детей, ищущих сказочные пиратские клады.

Торальф Буркерт — археолог: «Посмотрите, как это интересно. Вот цемент, который здесь оставили французы. Он, скорее всего, пропускал воду, а потому все камни, что находятся под ним, сырые. Это песчаник, крестоносцы обычно строили из него, а что это за камни, и откуда они взялись, сказать трудно. Может от французов, может турки работали, но вряд ли это осталось здесь со средних веков».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Французы в тридцатых годах провели здесь серьезную реставрацию. Они переселили отсюда целую алавитскую деревню. Проводили специальные рельсы, чтобы расчистить завалы. Поработали не зря. Здесь есть на что посмотреть. Крак де Шевалье стоит на вершине горного хребта, на высоте шестисот пятидесяти метров над уровнем моря. Вокруг нет ни гор, с которых можно было бы обстреливать цитадель, ни густых зарослей, в которых мог бы скрываться противник. Крак де Шевалье был построен в очень важном месте – проходе между средиземноморским побережьем и внутренними районами Евфрата и долины Бекаа. Маленький гарнизон этой крепости мог остановить целую армию.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Современный облик Крак де Шевалье приобрел во второй половине двенадцатого века. В то время крепость перешла в руки рыцарей-госпитальеров. Именно они построили второй ряд оборонительных сооружений, который позволил выдержать многочисленные атаки арабских воителей. Крак де Шевалье почти в три раза меньше, чем замок Салахаддина. Франки отказались от сооружения нижнего двора, а потому замок было легче защищать.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Каждый, кто слышал рассказы об этом удивительном замке, представляет себе могучую христианскую твердыню. Но с виду этот замок рыцарей вовсе не так устрашающ, как многие другие не столь знаменитые крепости. Он очень компактен, а издали выглядит просто миниатюрным. Но небольшие размеры как раз и делали этот бастион неприступным. В лучшие военные кампании гарнизон увеличивался до четырех тысяч человек, что позволяло создать невероятно плотную оборону и отражать любые нападения.

Крак де Шевалье был взят уже в конце 13 века, когда позиции крестоносцев на Ближнем Востоке сильно ослабли. Войска султана Бейбарса с большими потерями захватили его после полуторамесячной осады. Ияс Алхаты, участник сирийско-германской археологической экспедиции, считал, что Крак де Шевалье — лучший рыцарский замок на всем Ближнем востоке.

Ияс Алхаты – археолог: «Это уникальный замок. Здесь все особое – архитектура, земля, атмосфера. Мое любимое место в Сирии, это, конечно, Пальмира, но Крак де Шевалье тоже вне конкуренции. Второго такого замка невозможно найти нигде в мире».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

В своей любви к средневековым замкам Ияс был совсем не одинок. Этими совсем не сирийскими сооружениями гордятся многие сирийцы. Всего в Сирии сохранилось больше десятка превосходных крепостей времен крестовых походов. Ими усеяно практически все побережье. Прогулки по бывшим цитаделям европейских рыцарей до гражданской войны были развлечением популярным и полезным. В некогда облюбованные франками места приезжали целые семьи с детьми, группы студентов и молодые пары. Замки крестоносцев — это не только величественная архитектура, но и величественные пейзажи. Крепости возводили обычно на вершинах гор и холмов, а потому пейзажи с полуразрушенных стен открываются поистине потрясающие.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

На вершине крепостной башни начинаешь чувствовать историю. Поражаешься упорству, с которым можно было строить и защищать, захватывать и разрушать такие фантастические сооружения. Проведя хотя бы полдня в настоящей средневековой крепости Сирии, начинаешь совсем по-другому смотреть на весь Ближний Восток. А посещение антикварных магазинчиков Алеппо или Дамаска потом превращается в увлекательные поиски потерянных сокровищ…

Большинство из них сделаны в соседнем квартале. Но впечатленные замками туристы были сами рады обманываться и с удовольствием покупали эти реликвии. Ведь Салахаддин для Сирии — это такой же сирийский бренд как Наполеон – для Франции.

ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский. ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Этот человек умел воевать, он сломал хребет рыцарским орденам и изгнал европейцев с Ближнего Востока. Парадокс, но его гробница в Дамаске была приведена в надлежащий вид исключительно из-за визита в город европейского монарха, германского императора Вильгельма второго. Могила Салахаддина едва не потерялась во время бурного строительства в Дамаске в конце девятнадцатого века.

Гостеприимные земли Иордании, на всем своем протяжении испещрены многочисленными древними мощными замками, фортами, караван-сараями, они находятся не только на равнинах и холмах, но и в пустынных местностях. Основная часть иорданских замков создавалась в период Крестовых походов и в восьмом веке, в эпоху правления древней славной династии Омейядов. Они разнообразны, как по своему назначению и архитектурному стилю, так и по уникальным особенностям декора. О самых знаменитых замках Иордании мы и расскажем в нашей статье.

Замки Крестоносцев – Каркак и Шобак – популярнейшие крепости, возведенные христианскими рыцарями на завоеванных мусульманских землях, в процессе Крестовых походов. Сегодня – это популярное направление для экскурсий туристов, приехавших на отдых в Иорданию, они не менее популярны, чем посещение древнего иорданского города Петра. Оба замка Крестоносцев находятся вдоль Королевской дороги, которая тянется через всю страну от Аммана до Акабы.

Замок Шобак – знаменитый старинный замок , высящийся среди пустыни, он стоит всего в часе езды от прославленной иорданской достопримечательности Петры. Раньше, во времена раннего Средневековья, замок звался «Монреаль», позже получил имя «Шобак». Замок построили на горе, его окружили многочисленные фруктовые сады, разбитые ниже по склону. Прошло много веков, но замок Шобак по сей день восторгает путников: от этой махины сложно оторвать глаза, настолько поражает его мощь огромных, хотя, и полуразрушенных ворот, и тройной каменной стены. Несмотря на свои мощные укрепления, уже через семьдесят пять лет после своего возведения, замок пал под молниеносным натиском войск знаменитого Саладина. Именно с тех давних пор, по традиции, стены замка Шобак покрывают надписи с именами его владельцев и властителей, они великолепно сохранились до нашего времени. В Средние века замок, построенный первым королем Иерусалимского королевства – Балдуином Первым – «Baudouin Ier», графом Эдесским, имел удачное стратегическое положение. Все началось в 1115 году, когда Балдуин Первый собирался отправится в поход, чтобы завоевать обширные земли Трансиордании, расположенные восточнее Иордана, которые в древности назывались «Идумея». И вот, чтобы упрочнить свое положение, он заложил замок Монреаль. Балдуин сам принимал непосредственное участие в его строительстве, кстати, именно поэтому, замок назвали «Королевская гора» - «Mont Royal». Он стоял на пути паломников и торговцев, двигавшихся из Сирии на Аравийский полуостров, таким образом, владелец замка всегда имел постоянный доход, да еще и пополнял казну королевства, собирая богатую дань с проходящих. Замок находился во владении Королевства Иерусалимского вплоть до 1142 года, затем перешел во владения Трансиордании. Владельцем замка Шобак был Филип де Мильи, а после того, как его дочь Стефания де Мильи вышла замуж за Рено де Шатийона, замок Монреаль перешел в его владение. Но у Рено был довольно коварный характер: в период перемирия, он начал предательски нападать на безоружные караваны, которые проходили мимо замка. Кроме того, в замке построили корабли, которые потом были доставлены волоком по земле к Красному морю, для того, чтобы внезапно совершить нападение на Мекку. Именно эта наглость, стала последней каплей, которая заставила правителя Аюбидов - Салах-ад-Дина, который более известен в европейской истории под именем «Саладин», выступить со своими войсками против «Королевства крестоносцев». И уже в 1187 году, им был взят город Иерусалим, а затем войска подошли к замку Монреаль. Но так как, крепость имела удачное для ее защитников расположение, то войскам Саладина не удалось использовать осадные машины, и поэтому было принято решение взять замок в осаду. Говорят, что первое время, защитники замка упорно сопротивлялись, но через некоторое время, они стали обменивать своих женщин на еду, а когда через два года почти все ослепли от недостатка соли, то были вынуждены сдаться. Это произошло в мае 1189 года. В виде отступления необходимо отдать должное великодушию мусульманского военачальника, руководившего осадой замка, Аль-Малик аль-Адиль, после его сдачи, разрешил всем защитникам Монреаля беспрепятственно добраться до Антиохии, а еще он щедрым жестом, выкупил проданных ими жен. Кстати, именно замок Шобак – был одним из последних замков Иордании, оставленных рыцарями-крестоносцами на Святой Земле, не устоявшими под натиском великого Саладина. Когда крестоносцы его покинули, замок потерял свое первоначальное значение и начал со временем разрушаться. Немного позже его захватили Мамлюки и полностью перестроили, в результате, от первоначального плана замка Шобак сохранилось мало деталей. Долго крепость стояла пустующей, и лишь совсем недавно, на замковой территории ученые начали вести серьезные археологические изыскания и исследования.

Замок Карак – один из самых крупных замков Иордании, который часто еще зовется «Аль-Карак» или «Керак». Он, как и замок Шобак был возведен во времена Крестовых походов и входил в часть Иерусалимского королевства. Замок Карак находится немного южнее иорданского города Амман, который является столицей эмирата Трансиордания. Он находится вдоль Королевской дороги - важнейшего торгового пути Ближнего Востока, который брал начало в Египте и проходил вдоль сирийского Дамаска и знаменитой реки Евфрат. Итак, замок расположился в бывшей столице Заиорданья – Карак. Местные земли были заселены еще с периода Железного Века Моавитянами. Об этом месте говорилось даже в Библии, где оно называлось «Qer Harreseth», именно отсюда вышли Сирийцы еще до своего расселения в Палестине. Затем Карак входил в Набатейское государство, уже после завоевания Римской империей в 205 году нашей эры. А после завоевания Александром Македонским, Аль-Карак стал известен под название «Харха» - «Kharkha».

Замок Эль-Карак - великолепное строение, построенное еще в двенадцатом столетие рыцарями-крестоносцами, а главной особенностью этого строения, которая выделяет его среди прочих иорданских замков, являются бесчисленные запутанные тоннели, система подземных ходов и лабиринтов, тайные комнаты, по которым так любят бродить любопытные туристы. Крепость стоит очень высоко: из ее окон даже видно Мертвое море. Эль-Карак начали строить в 1142 году, стройка шла на протяжении двух десятков лет. Замок получился очень грандиозный: он имеет протяженность – двести двадцать метров, сто двадцать пять метров в ширину с севера и сорок метров в ширину с юга. Когда строительство было окончено, замок сделали резиденцией для правителя Трансиордании. За время существования замок много раз держал осады, нападения, пережил несколько перестроек, а с 1894 года – стал тюрьмой. Если вы решитесь посетить этот огромный замок, то захватите фонарик, потому что его подземные проходы не освещены, а ведь подземные ходы – это самое интересное, что тут есть. Чтобы зайти на территорию замка, необходимо преодолеть узкое ущелье Вади Муджиб, глубина которого – тысяча метров. Крепость делится на два двора: нижний - преграда для захватчиков, верхний - с главными постройками - резиденцией правителя, церковью и мечетью. Местные гиды, с удовольствием покажут посетителям лабиринты секретных ходов замка, его многочисленные галереи и башни. Со стен замка можно полюбоваться на окружающую его с трех сторон, живописную долину, а вдалеке увидеть Мертвое море. Подземелье Карака – является наиболее защищенной его частью, его закрывает массивная дверь. Стоит сказать, что посещение замка Карак, оказывает сильное впечатление на туристов, и они покидают замок, не восторженные или очарованные угрюмым обаянием, а задумчивыми, ведь только вдуматься, сколько стены крепости видели крестоносцев, мусульман, разных исторических событий, войн и осад, а вот радостных и светлых событий тут практически не было. Самый знаменитый властитель замка Карак - Рено де Шатильон, славился лишь вероломством и жестокостью. Когда умер король Болдуин Второй, трон достался его тринадцатилетнему сыну, больному проказой. Юноша заключил мирное соглашение с Саладином, но вскоре погиб от руки наемника, так и не оставив потомства. И тогда появился Рено, женившийся на королеве Стефании - богатой вдове убитого владельца замка Карак. Новым властелином, мирный договор с Саладином, был быстро и вероломно расторгнут: Рено привел с собой армию для битвы с Саладином. Но объединенные силы крестоносцев, которыми командовал Рено и войска Короля Иерусалимского – Гая, были разбиты, а попавший в плен к Саладину Рено, был обезглавлен им лично. Так начался закат силы крестоносцев. К счастью, замок Карак не был заброшен, а так и использовался в качестве военной крепости, но уже войсками Мамлюков и Аюбидов, даже в тот период он был значительно расширен: у него появилось новое западное крыло. Хотя Карак не раз был осажден, взять его приступом впервые удалось только в 1840 году, при захвате Ибрагим Пашой из Египта, тогда была разрушены львиная часть замковых укреплений. У подножия замка Карак, на сегодняшний момент находится поселение, где проживает двести тысяч местных жителей.

Замок Аджлюн – находится в западной части Иордании, если ехать из города Джераша, в одноименном городке Аджлюн. Этот знаменитый замок Иордании, раньше назывался «Кал-ат ар-Рабат». Он был построен в 1184 году - Из ад-Дин Усамой бин Мункидом, который приходился правителю Саладину племянником. Это прекрасный образчик изумительной исламской архитектуры, гордо доминирующий над окружающей местностью. Замок находился в выгодной, с военной точки зрения позиции, его владелец со своим гарнизоном, мог контролировать и защищать дороги, ведущие на юг Иордании. Замок Аджлюн стал одним из фортов, расположенных на стратегических важных высотах в области от Евфрата до Каира, которые при военном вторжении в сюда, немедленно сигнализировали об опасности по всей цепи, используя факелы, зажигаемые на сторожевых башнях этих крепостей. Первоначально крепость имела четыре башни и защитный глубокий ров, который петлей обхватывал каменную твердыню. Чуть позже достроили еще одну башню с подвесным мостом, а парадные ворота украсили фигурки голубей. Несмотря на то, что замок строили с оборонительными целями, ему посчастливилось ни разу не испытать осад и нападений, а единственное сражение, которое тут было, произошло вне замковых стен, это было на берегу озера, в период первого Крестового похода. Саму крепость частично разрушила природная стихия – землетрясение, случившееся тут в двенадцатом столетии, после чего замок опустел. Сегодня, посетители замка могут посетить, расположенный здесь музей, с многочисленными экспонатами, изготовленными во времена византийских императоров, которые были обнаружены учеными во время археологических раскопок на территории крепости Аджлюн. Сегодня, иорданский замок Аджлюн - популярный туристический объект, ведь до наших дней тут отлично сохранился лабиринт лестниц, старинных галерей, залов, замковых башен, а с замковых стен открывается великолепный вид на живописную долину реки Иордан.

Замки Иордании в пустыне – многочисленны и разнообразны, они находятся в большей или меньшей степени сохранности, и являются раскрученным местом посещения среди путешественников.

Замок Кусейр-Амра – знаменитое строение, включенное организацией ЮНЕСКО в список объектов, находящихся под защитой и входящих в золотой фонд Международного наследия. Туристов привлекают великолепие внутренней отделки замковых помещений: его стены и потолки сплошь расписаны яркими и изумительными фресками, датируемыми периодом правления Омейядов. На фресках имеются изящные изображения людей и животных, совершенно нехарактерные для мусульманской культурной традиции. Сам замок – является громадой, выстроенной из черного базальта в период Римского владычества. Он усердно служил владельцам, начиная с тех давних времен и заканчивая началом прошлого века, когда в замке Кусейр-Амра разместился штаб Арабского освободительного восстания, представленного в лице легендарного человека - Лоуренса Аравийского.

Замок Каср аль-Халлабат – этот значительный, с исторической и архитектурной точки зрения комплекс, состоит из замка – «Каср», мечети, большого водохранилища, водных резервуаров, бань. Недавно проведенные в этом знаменитом Иорданском замке раскопки, помогли отыскать и узнать массу нового. Была обнаружена глиняная посуда, с надписями эпохи Набатейского царства. Это позволило ученым сделать предположение, что замок Каср начал свою историю в роли небольшого римского форта, поставленного для защиты аравийских границ и охраны дороги Нова Траиана. В его возведении использовался местный камень известняк. Чуть позже, замок Каср аль-Халлабат перестроили, он был увеличен по площади в четыре раза в отличие от первоначального строения, а в каждом его углу разместилась квадратная башня. Этот вариант форта разрушило землетрясение, случившееся в 551 году, а восстановило замок племя христианина Гассанида. Очередное возрождение ждало замок Каср в восьмом столетии, когда Омейяд переделал его в свою роскошную резиденцию: стены украсила великолепная резная штукатурка, яркие фрески и мозаичные панно. На территории замка возвели мечеть и чудесные бани «Хаммам ас-Сара».

Замок Каср аль-Харрана - знаменитый замок Иордании в пустыне, который строился не для защиты, а для проведения встреч правителей Омейядов с бедуинами – жителями пустыни. Пусть посетителей замка не путают «стрелки- прорези» на стенах замка, которые делались в те давние времена в защитных целях, - это архитектурный элемент, для защитных, эти стрелки слишком малы и высоко расположены, через них было бы невозможно пускать стрелы, они делались для того, чтобы внутрь строения попадало больше воздуха и солнечного света. Но это и не традиционный в пустынях караван-сарай, так как он не стоит на мусульманском торговом маршруте. Именно методом исключений, ученые решили, что Замок Каср аль-Харрана был нужен для ведения встреч правителей с бедуинами, для принятия решений об поддержке этого народа. Замок строили из камней, он имел форму прямоугольника, смягченного наличием круглой башни в каждом углу и середине каждой стены, кроме южной – там центральное место занимает единственный вход. Здание, двумя ярусами окружает открытый внутренний двор. У замка Каср аль-Харана имеется исключительная особенность: все его комнаты хорошо оштукатурены, и их затейливо украшают отлично сохранившиеся резные декоративные изразцы.

Замок Каср аль-Мушатта – считается самым богато украшенным дворцом династии Омейядов в Иордании. Она находится неподалеку от Международного Аэропорта Королевы Алии, южнее города Амман. Каср аль-Мушатта - имеет в плане квадратную форму, с круглыми башнями в углах и пятью полукруглыми башенками, с каждой стороны, кроме южной, где находятся входные ворота. В замке располагается просторный центральный суд, королевский зал, аудитории – базилики и комнат для проживания, отведенных для Калифа Валида Второго. Туристы могут разглядеть остатки тонких каменных узоров, некогда украшавших фасад замка, но основная их часть, еще в 1903 году, была подарена османским султаном Абдулом Хамидом Вторым Кайзеру Вилгельму Второму, и теперь их можно увидеть в Берлине. Этот прекрасный замок-дворец так и не был достроен до конца.

Иордания – красивая страна, с многочисленными достопримечательностями, особенно интересны туристам замки Иордании, относящиеся к разным историческим эпохам и построенные в разных архитектурных стилях, но объединенные тем, что они имеют интересную и многовековую историю, неразрывно связанную с историей страны.

Ещё одна несомненная ценность иорданской земли – многочисленные замки эпохи крестовых походов, в изобилии разбросанные по всей территории страны.

Замок Шобак (Shawbak или Shobak) в Иордании, известный также мусульманским хронистам как Монреаль (Montreal), был построен во времена крестовых походов первым королем Иерусалимского королевства. Замок находится в 120 км от Керака, и в 35 км. от всемирно известного города Петра и является первым, и крупнейшим на тот период, замком крестоносцев в Заиорданье.

После завоевания Иерусалима в 1099 г. крестоносцы постепенно расширяют свои владения в Святой Земле. В 1100 г. первым королем Иерусалимского королевства после смерти Готфрида Бульонского становится его брат - Балдуин I (Baudouin Ier), граф Эдесский. В 1115 г. Балдуин I отправляется в поход для завоевания Трансиордании, обширной территории к востоку от Иордана, в древности называвшейся Идумея. Там для упрочения своего положения он закладывает замок Шобак. Первые укрепления были построены за 18 дней и в строительстве принимал участие сам Балдуин I. По этой причине замок и получил название среди крестоносцев - Монреаль или "Королевская гора" (Mont Royal).

Замок занимал стратегическое положение, возвышаясь на холме над долиной, и позволял контролировать пути паломников и караванов из Сирии на Аравийский полуостров. Король Балдуин I брал плату за проход мимо замка и тем самым пополнял казну королевства. Первым кастеляном Шобака стал Роман ле Пюи (Roman le Puy). Замок был во владении Королевства Иерусалимского до 1142 г., после чего он перешел во владения Трансиордании. В этом же году для защититы границ королевства к северу от Шобака король Фульк Иерусалимский построил замок Керак.

Вместе с Караком в двух замках находилось 60 рыцарей. Владельцем Шобака был Филип де Мильи (Philip de Milly), а затем после свадьбы на Стефани де Мильи (Stephanie de Milly) Монреаль перешел в руки Рено де Шатийона (Raynald de Chatillon). Из замка Рено предательски, несмотря на перемирие, нападал на безоружные караваны проходившие мимо. В замке были построены корабли, которые он затем перетащил по земле к Красному морю, чтобы напасть на Мекку. Правителем Аюбидов в это время был Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин). Подобную наглость было сложно оставить безнаказанной, и он выступил с войсками против королевств крестоносцев. В 1187 году он взял Иерусалим, а чуть позже осадил замок Шобак.

Благодаря удачному расположению Шобака Саладину не удалось воспользоваться осадными машинами, однако из-за истощения запасов замок сдался через два года осады в мае 1189 г. Согласно легендам защитники замка настолько страдали от истощения, что им пришлось продать своих жен за еду, а их глаза ослепли от недостатка соли. Осадой Шобака руководил Аль-Малик аль-Адиль (al–Malik al-Adil). После сдачи замка он позволил всем защитникам добраться до Антиохии и даже выкупил их жен. Позже замок был захвачен Мамлюками и полностью ими перестроен, а от первоначального плана Шобака осталось не так много. Название Шобак носит не только замок, но и с десяток деревень вокруг него.

Замок Шобак находится на расстоянии около 35 км от всемирно известной Петры на высоте нескольких десятков метров над проходящей у его подножия дороги. Размеры замка около 175 на 90 м. Есть три стены укреплений практически идеальной эллиптической формы. На территории замка два религиозных сооружения - одно из них во внутреннем дворе - церковь с тремя приделами. Ее руины привлекают туристов уже полтора столетия. Восточная сторона церкви выходит за линию крепостной стены, формируя внешнее укрепление, контролирующее подходы к воротам замка.

Второе строение похоже на часовню в замке аль-Вуайра (al-Wu’aira) в Петре. Несмотря на это точной информации о назначении обоих строений нет. Также на территории Шобака находится несколько руин хозяйственных построек, а стены испещрены арабскими надписями, повествующими о том, как со временем менялся замок Шобак. Внутри крепостных стен также располагался родник с пресной водой. Чтобы попасть в него необходимо было спуститься на 375 ступенек внутрь скалистого холма, на котором располагался замок. В настоящее время археологи восстановили туннель где-то до 150 ступенек.

Согласно исследованиям, если высота ступенек не меняется с уходом вглубь, то родник находится на глубине около 75 метров. При входе в замок Шобак можно увидеть башню с красивыми арабскими письменами. В целом, бродя по развалинам, можно найти несколько зданий в европейском стиле (в т.ч. и готическом), в то время как некоторые напоминают Каир времен Мамлюков. На восточном склоне холма, согласно арабским источникам, когда-то было достаточно крупное укрепленное поселение.

Замок открыт для посещения в любое время суток, никаких экскурсий по замку не проводится. В последние годы на территории замка работала итальянская археологическая экспедиция. Результаты их исследований можно посмотреть здесь. Т.к. замок находится в 35 км. от Петры, то самое удобное заехать в него по дороге или возвращаясь обратно. Для этого достаточно попросить об остановке у замка водителя. По дороге встречаются указатели, так что заблудиться достаточно сложно.

В 150 км к югу от Аммана лежит Керак – один из наиболее хорошо сохранившихся и один из крупнейших замков крестоносцев, главный опорный пункт в Заиорданье. Он стоит на Королевской дороге, важнейшем торговом пути Ближнего Востока, который начинался в Египте и шел вдоль Дамаска и реки Евфрат. Замок является цитаделью города, расположен на высоте 1000 м над уровнем моря и окружен с трех сторон долиной. С крепостных стен Карака можно разглядеть Мертвое море, а у подножия в настоящее время проживает порядка 200 тыс. человек.

Сооружение замка крестоносцами началось в 1140х годах под руководством Пайена де Мильи (фр. Payen le Bouteiller), дворецкого короля Фулька V Иерусалимского (фр. Foulque V), известного как Фульк Молодой. Крестоносцы назвали его Crac des Moabites или "Kerak in Moab", как часто упоминается в литературе. Строительство замка заняло около 20 лет и закончилось только в 1161. В силу своего расположения к востоку от реки Иордан, Керак позволял контролировать как пастухов-бедуинов, так и торговые пути из Дамаска в Египет и Мекку.

Продолжатели Пайена де Мильи, племянники Морис (Maurice) и Филипп де Мильи(седьмой по счету Великий Магистр Тамплиеров), добавили башни и защитили северную и южную стороны замка с помощью глубоких рвов (ров на юге служил также для хранения воды). В 1176 Рено Шатийонский получил во владение этот замок после свадьбы на Стефаньи де Мильи, дочери Филиппа де Мильи. Из Керака Рено совершал свои набеги на торговые караваны и даже попытался осадить святыню мусульман Мекку. В 1184 г. Саладин встал у стен крепости в ответ на разбойничьи нападения и многократные нарушения перемирия со стороны Рено.

Любопытно, что осада города проходила во время венчания Изабеллы Иерусалимской. После переговоров сторон Саладин милостиво согласился не направлять снаряды осадных орудий на часть замка, где проходило венчание. Подоспевший на выручку Рено, король Балдуин IV, спас город от Саладина, впрочем ненадолго. Спустя очень короткое время замок вновь был осажден и сдан гарнизоном замка зимой 1188 г. Известно, что во время осады защитникам замка пришлось продавать женщин и детей в рабство (Похожие события имели место и при осаде крепости Монреаль). После перехода к мусульманам Карак играл стратегическую роль в регионе в течение следующих двух столетий. В 1263 г. правитель мамелюков Бейбарс укрепил замок и построил на северо-западе дополнительную башню.

Во время правления мамелюкского султана ан-Насир Ахмада Карак стал столицей всего королевства мамелюков и смог выдержать 8 крупных осад до тех пор, пока не был взят племянником султана ас-Салих Исмаилом. На крепостных стенах Карака были впервые опробованы первые пороховые орудия мамлюков. За свою историю Карак осаждался огромное множество раз, однако его никогда не пытались взять приступом вплоть до XIX в. В 1840 году при захвате замка египетским Ибрагим Пашой большая часть укреплений была разрушена.

Несмотря на то, что укрепления серьезно пострадали с течением времени, а также от войн и землетрясений, старому городу и крепости до сих пор удается доминировать над окружающим ландшафтом. Чтобы попасть в замок необходимо подняться из глубокого w?d?s ("долина" по-арабски). После чего вы попадаете на огромное плато длиной около 850 метров, где расположены старый город и цитадель.

Последняя около 220 метров в длину и 125 метров в ширину на севере и 40 метров в южной части, где узкая низина, углубленная и превращенная в ров, отделяет замок от прилегающего гораздо более высокого холма (это была любимая позиция Саладина для установки осадных орудий). Внутри замка легко отличить грубую и темную кладку крестоносцев от аккуратно отесанных блоков более светлого и мягкого известняка, который принадлежит более позднему, "арабскому" периоду.

Замок представляет собой темный лабиринт каменных сводчатых залов и бесконечных коридоров. Лучше всего сохранилось подземелье - в него ведет массивная железная дверь. Сам по себе замок поражает больше интересными архитектурными решениями, чем красотой.

В 66 км. к югу-западу от Аммана, в Мукавваре, лежит крепостной замок Моакр. В 20 км. западнее Джераша расположен Аджлун, известный своим замком-крепостью Кальат Аль-Рабад (1184 г.), построенной племянником знаменитого арабского султана Салах Ад-Дина (Салладина).

Аджлюн - замок был построен здесь в 1184. Прекрасный образец исламской архитектуры, замок доминирует надо всем пространством северной оконечности долины реки Иордан, включая множество пересекающих это пространство путей. Замок Аджлюн представляет собой популярный туристический объект, благодаря, во-первых, прекрасно сохранившемуся до наших дней лабиринту лестниц, галерей, залов и башен, чьи каменные ступени ожидают гулких шагов увлечённого историей Средневековья путешественника, а во-вторых, благодаря поистине захватывающему дух виду на долину реки Иордан, который открывается перед вами с высот крепости.

В Петре и её окрестностях лежат две полуразрушенных крепости - Хабис и Вуэйра. Кроме этих крепостей, есть еще несколько сооружений построенных в эпоху крестовых походов, а так же в эпоху османского владычества. Но зачастую они не очень удобно расположены - на их посещение вам понадобится довольно много времени. Кроме того, степень их сохранности далека от идеальной.

Крак де Шевалье, Калаат аль-Хосн, или просто Замок Рыцарей. Среди почти трех десятков замков, принадлежавших крестоносцам на Святой земле, он всегда занимал особое место. Эта величественная крепость и поныне считается вершиной искусства замкового строительства. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена Госпитальеров, хотя своим появлением на свет он обязан вовсе не им.

Вплоть до XI века на одном из горных отрогов Сирии, носящих название Джебель Ансари, стояла небольшая крепость, известная как «крепость на откосе». Место ее расположения имело большое стратегическое значение: находясь на высоте 750 м над уровнем моря, можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших и важнейших портов того времени. Это прекрасно осознавал и эмир сирийского города Хомс, разместивший в 1031 году в стенах крепости гарнизон воинов-курдов, обязанных следить за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. С приходом на Святую Землю крестоносцев это сооружение уже не могло в полной мере выполнять свои функции, и в итоге замок перешел во владение к триполитанскому графу Раймонду I.

В здешних кладовых имелись зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого, у рыцарей были многочисленные стада коров, овец и коз. А еще на его территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок из природного источника, благодаря системе труб и акведука недалеко от местной кухни был вырыт колодец.

После землетрясения 1170 года, частично разрушившего замок, значительно изменилась и манера строительства — на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утонченная готика.

В конце XII — начале XIII веков в Краке были заново перестроены разрушенные землетрясением часовня и некоторые башни. Вокруг замка были построены дополнительные стены, а также возведена мощная внешняя. Между наклонным, западным, контрфорсом крепости и внешними стенами был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Одна из ранних построек замка — возведенная в романском стиле часовня — была расписана по византийскому канону, хотя фрески имели латинские подписи. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене (михраб) направлена на Мекку. С возвышения (минбар) читались проповеди.

Впервые Замок курдов крестоносцы захватили в 1099 году, в тот момент, когда торопились взять Иерусалим, но, завладев им, оставили его без присмотра. А потому он без труда отошел к прежнему владельцу. Хотя столь важное стратегическое место не могло не привлечь внимание прагматичных рыцарей и в 1109 году крепость снова была взята крестоносцами. Завладевший ею Танкред Антиохийский подарил ее Триполитанскому графству. Более 30 лет в крепости не производилось никаких работ, поскольку на ремонт и усовершенствование оборонительных сооружений требовались немалые средства, взять которые было неоткуда. Но выход в конечном итоге был найден. В 1142 году Раймонд I передал крепость госпитальерам. Это обстоятельство устраивало обе стороны: Орден получал во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство — дополнительную, и очень надежную, защиту в лице иоаннитов. Водрузив на крепости стяг с белым 8-конечным крестом — одним из символов Ордена, монахи-рыцари принялись за работу по обустройству вновь приобретенного имущества. Для максимально комфортного размещения и проживания рыцарей в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно. За 130 лет владения замком госпитальеры отбили множество атак.

В 1170 году Ближний Восток сильно пострадал от разрушительного землетрясения. Разрушениям подверглись и рыцарские владения, однако нет худа без добра. Урон, нанесенный замкам рыцарских орденов, подвигнул их на строительство еще более усовершенствованных укреплений.

К началу XIII века крепость Крак превратилась в столь крупное и мощное сооружение, что в нем в течение 5 лет могли пережить осаду 2 тысячи человек. О защищенности замка говорит также и тот факт, что в то время, когда на Святой Земле уже практически не осталось крестоносцев, крепость пала последней.

Мамлюкский султан Бейбарс, отвоевавший у чужаков-европейцев все их укрепления, как и Саладин, отдавал себе отчет в том, что взятие Крака штурмом или измором — дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым его мог оборонять сравнительно небольшой гарнизон, а также громадные запасы продовольствия гарантировали ему беспримерный «запас прочности». И тем не менее султан решился на штурм восточной части укреплений и, неся немалые потери, сумел-таки прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами. Однако завладеть этой цитаделью целиком оказалось делом весьма непростым. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана оказались в сердце «гнезда госпитальеров». Немногочисленный гарнизон укрылся от нападавших в самом укрепленном месте — южном редуте, где находились запасы провизии. Для того чтобы выманить защитников из своего укрытия, необходима была военная хитрость. Для этого изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена — Гуго де Ревелем и содержащее приказ о сдаче крепости. 8 апреля оно было доставлено в гарнизон, и защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются другой версии. По их словам, арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите их от преследования воинов-мусульман. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили из-под ряс сабли. Крак был взят. Всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а в период османского господства вообще была заброшена. Там, как и в других забытых за ненадобностью крепостях, расположилось небольшое поселение.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png