«На электричках» – дневник железнодорожной экспедиции, заметки о путешествии из Владивостока в Москву, но не привычным способом – поездом за семь дней, а на электричках, с десятками пересадок. В этой книге пятьдесят четыре дня пути, тысячи километров железных дорог, зарисовки характеров и быта людей: железнодорожников и попутчиков, местных жителей и других путешественников. В ней вся наша огромная, сложная, красивая страна. Книга «На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву» не только увлекательный травелог, но и полезный путеводитель: советы автора книги Александра Лучкина простые, понятные и исчерпывающие. Как спланировать маршрут и что взять с собой, где лучше остановиться на ночевку и что интересного можно посмотреть, кроме банальных достопримечательностей, как не нарваться на неприятности и как общаться с местными. Это впечатляющее, немного безумное и, главное, бюджетное путешествие может повторить каждый.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву (Александр Лучкин, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Предисловие

Кризис – время возможностей

Эта история началась в 2015 году. Точного дня я не помню, да это и не важно. Здесь не должно быть точной даты. Ведь конкретные цели путешествия определились только по мере подготовки и осуществления плана.

В течение нескольких лет я работал на одном телекоммуникационном проекте и считался успешным специалистом в своей области. Офисная работа с девяти до шести, стабильный доход. Грянул экономический кризис, проект закрыли, команду сократили. Неожиданно у меня появилось много свободного времени. Тут-то я и вспомнил про давнюю мечту…

Я никогда не был знатоком географии России. Встречаешь приятеля, и в разговоре он упоминает, что родился в Омске. А ты думаешь: «Омск – где это? В Сибири? Там, наверное, холодно и медведи!» Друг вернулся из командировки, из Новосибирска, и рассказывает, какой там климат. А ты не был в Новосибирске. Обидно! Такое в моей жизни происходило постоянно. Со временем накопился целый список городов России, где мне хотелось побывать. Как быть? Планировать каждый отпуск в очередной город? Так отпусков не хватит. Очевидно, это должно быть единое длительное путешествие.

Идея проехать через всю страну на электричках возникла у меня давно. Я понимал, что такое путешествие требует продолжительного отпуска, минимум два месяца. Работая в офисе, можно рассчитывать на стандартные две недели отдыха. После закрытия проекта появилась возможность осуществить мечту: достаточно свободного времени и кое-какие финансовые накопления. Не зря говорят, что кризис – время возможностей. Если в жизни происходит застой, бери последние деньги и отправляйся в путешествие. Так я и поступил.

Постепенно вырисовывались детали: проехать от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали на электричках. Участки, где пригородное сообщение отменено, преодолевать как придется: на поездах, автобусами, пешком. Ситуация осложнилась тем, что в начале 2015 года из-за неразберихи между железной дорогой и пригородными компаниями массово отменили электрички в регионах России. По этому поводу собиралось совещание в правительстве, но ситуация продолжала оставаться туманной.

Появилась идея двигаться с востока на запад. Регулярным рейсом прилететь во Владивосток и оттуда начать железнодорожное путешествие в сторону Москвы. Имея солидный запас времени, я планировал размеренное путешествие с остановками для знакомства с городами и повороты на маршруте для осмотра интересных мест.

Россия изнутри

Особую актуальность путешествия по России приобрели в 2015 году в свете сложившейся в стране экономической ситуации. Многие россияне отложили заграничные поездки, отдав предпочтение путешествиям по родной стране. Кто-то назло введенным Европой санкциям. «Силовикам» и госслужащим «кадровики» настоятельно рекомендовали планировать отпуска в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Кто-то оказался заложником экономического кризиса, неожиданно накрывшего Россию. И вот уже путешественники шерстят интернет в поисках информации, маршрутов, гостиниц. Россия, Россия, Россия… Много открытых вопросов. Насколько безопасно сейчас путешествовать по стране? Крупные города – понятно. А как быть с глубинкой? На каком уровне туристический сервис? Что вообще сейчас происходит в стране?

Эти вопросы были первыми, на которые я искал ответы на форумах путешественников в сети. Поиск позволил заключить: во внутреннем туризме России скрыто очень много резервов, которые именно скрыты, недоступны. Их нужно самому нащупать, достать, откопать, и это по силам, прямо скажем, не каждому.

Жители столицы много путешествуют по миру, открывают для себя все новые страны и города. Но при этом часто забывают, что сами живут в огромной интересной стране. Не многие москвичи рискуют путешествовать за Урал. Одно дело – посетить популярные туристические места: проехаться по городам Золотого кольца или махнуть на Байкал. А совсем другое – побывать во Владивостоке, Биробиджане, Чите. Посмотреть, что происходит там. Как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы? Ведь в этих городах жизнь отличается от столичной.

Про железные дороги, путешествия на электричках и романтику

Для России с ее климатом, расстояниями и дорогами железнодорожное сообщение всегда играло стратегическую роль. В наши дни пассажиропоток на пригородном сообщении уменьшился по сравнению с тем, каким он был 30 лет назад. Немало сельских жителей перебралось в города, увеличилась разветвленная сеть автодорог, автомобили стали доступнее. Многие железнодорожные линии закрылись из-за нерентабельности и ветхости, не говоря уже об отмене рейсов электричек и поездов на действующих направлениях. Исчез удобный и самобытный вид железнодорожного транспорта – узкоколейки.

Совсем недавно железная дорога России отметила свое 175-летие. Удивительно, как строительство железных дорог повлияло на развитие тех или иных регионов России, судьбы их жителей. Для того чтобы познакомиться с жизнью страны и историей железных дорог, как нельзя лучше подходит железнодорожное путешествие.

Какой вид транспорта выбрать, чтобы посмотреть город? Автобус? Велосипед? Считаю, город лучше смотреть, идя по нему пешком. А страну стоит пересекать на электричках.

Способ передвижения на дальние расстояния на пригородных электропоездах не нов. Издавна так переезжали с места на место студенты, туристы, льготники и прочий люд, который экономил на проезде или по каким-либо причинам скрывал от властей свое перемещение. Ведь для приобретения билета на электричку документы не нужны. В народе такой способ езды называется «добираться на перекладных» или «ехать на собаках». В поздний советский период – время рассвета пассажирских перевозок путешествия на электричках были наиболее востребованы. Действовало огромное количество пригородных маршрутов по всей стране, в том числе довольно экзотических. Можно было в Москве на Курском вокзале сесть на электричку Москва – Владимир. Доехав до Владимира, пересесть на электричку до Гороховца и, пересаживаясь с одной электрички на другую, добраться до Владивостока.

Что можно увидеть из окна пригородной электрички? Лес, поле, станции, дачные поселки… Но не только это. Путешествуя на электричках, можно увидеть целую страну. Познакомиться с ее историей, архитектурой, особенностями и обычаями.

Электричка – это особый мир. В нем есть все, что нужно для хорошего путешествия:

Достаточно свободы. Нет необходимости бронировать билеты, искать парковку или заранее приезжать на регистрацию. Можно опоздать и поехать на следующей электричке, сойти на любой станции, перепланировать маршрут на ходу и вообще импровизировать.

Красота и романтика. Путешествуя на электричках, наслаждаешься красотой природы. Порой удивляешься, насколько искусно железная дорога вписана в природный ландшафт. Можно любоваться проносящимися за окном пейзажами и наблюдать за жизнью дороги.

Общение, открытия и истории едут рядом с вами. Пассажиры электрички – местные жители, с которыми можно разговориться и узнать много интересного о человеке или месте, куда вас занесло. Начинает работать принцип, который называют «Эффект случайного попутчика». Вы встречаетесь непреднамеренно и наверняка знаете, что через некоторое время расстанетесь навсегда. При таком условии собеседник охотно поделится своей историей, а может быть, даже откроет вам страшную тайну.

Надежность. Иногда бывает жаль потерянного времени, когда договорился о встрече, а человек опаздывает. На железной дороге такого не бывает. Расписание – как железобетонный фундамент, опираясь на который можно планировать время, встречи, пересадки.

Доступность. Любому по плечу самостоятельное путешествие на электричке. Для этого не требуется особенных навыков, знаний или снаряжения. Пересаживаясь с одной электрички на другую, можно преодолевать значительные расстояния. В среднем километр пути обходится около двух рублей, что совсем недорого.

Самостоятельные путешествия

Современные люди избалованы турами, в которые все включено. Большинство организационных проблем – забота оператора: транспорт, размещение, питание, безопасность. Путешественник избавлен от решения бытовых вопросов.

Но если у человека есть своя уникальная идея, он становится на путь планирования самостоятельной поездки. Приходится все придумывать самому. Человек отправляется в такую поездку, чтобы познать мир, открыть для себя что-то новое. Самостоятельные путешествия позволяют замечать необычное в самых простых и заурядных вещах. Знакомят с интересными людьми, учат быть творческими, самостоятельными, увлеченными. Не просто плыть по течению, а лавировать в потоке жизни.

Как проходило путешествие

Летом 2015 года я взял билет на самолет Москва – Владивосток, по прилете сел на электричку Владивосток – мыс Астафьева и отправился в железнодорожное путешествие из Владивостока в Москву через всю страну, чтобы своими глазами увидеть, как живет Россия сегодня.

Путешествие проходило в формате железнодорожной экспедиции. На электричке доезжал до конечной станции и пересаживался на следующий поезд. Иногда электричку приходилось ждать по несколько часов, а то и дней. В пути я старался охватить максимальное количество достопримечательностей, пообщаться с местными жителями, узнать, как живется в том или ином месте. Для ночевок у меня была туристическая палатка. В крупных городах останавливался в гостиницах и хостелах. Была намечена ориентировочная ветка маршрута: список городов и достопримечательностей, которые любопытно было бы посетить. Остальное – чистая импровизация. В пути я вел блог, где ежедневно размещал путевые заметки и размышления по поводу увиденного. Это было одиночное путешествие. Когда едешь один, есть свои плюсы:

Проще организоваться и спланировать путешествие. Нет необходимости согласовывать маршрут и его изменения с другими участниками.

Выше путевая скорость по маршруту, не ждешь коллег.

Не замыкаешься на разговоры в группе, и общение с местными жителями проходит лучше.

У одиночки высокая ответственность, приходится рассчитывать только на себя. Отсюда – безопасность.


В то же время в процессе поездки накапливаются впечатления, которыми хочется делиться. Хорошо, когда рядом есть близкий человек. Если путешествие одиночное, можно говорить с окружающими людьми, вести блог, выкладывать фотографии в сеть и переписываться с друзьями. Поддержка и отклик от других людей в путешествии очень важны.

Об этой книге

Перед вами сборник путевых заметок экспедиции. Пришлось поломать голову над тем, как разместить самые интересные заметки и при этом соблюсти хронологию и последовательность прохождения маршрута. В итоге я решил повествовать по мере продвижения по железной дороге – от точки старта к конечному пункту, а главы книги именовать по названиям железных дорог.

Двигаясь по маршруту, я публиковал путевые заметки в блоге. Можно сказать, эта книга написана в пути. Я писал в электричках, в залах ожидания, в городских парках, на кухнях хостелов, в палатке на стоянке. Чтобы читателям блога было проще следить за моими перемещениями, каждую ежедневную публикацию я именовал по названиям населенных пунктов описываемого участка маршрута. А в книге решил оставить оригинальные названия, сохранив привязку к публикациям блога, а не к маршруту. Так лучше видно, что книга собрана из дней и тысяч километров, а не из глав.

В наше время я наблюдаю рост интереса к поездкам по России. Многие выбирают железную дорогу как надежный и недорогой вид транспорта. Надеюсь, информация будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся путешествиями и железными дорогами. Возможно, вы захотите повторить мой путь и проехать через Россию на поездах. В таком случае книга станет для вас практическим руководством.

Это не путеводитель. У меня не было цели писать только про достопримечательности. Вообще, стараюсь не увлекаться чтением описаний и комментариев других путешественников о местах, где мне только предстоит побывать. Интересно узнавать самому, почувствовать себя первооткрывателем.

В книге освещаются практические вопросы путешествий на электричках. Эту информацию можно использовать по-разному. Кто-то скажет: «Ага, оказывается, можно и так путешествовать!» Кто-то возьмет готовый рецепт, подставит в него свои исходные данные и получит путешествие своей мечты. А кто-то позаимствует интересные фишки и лайфхаки и использует их для своих поездок.

В любом деле есть набор стандартных граблей. Информация, полученная из книги, позволит не наступить на грабли при планировании поездки и сделает путешествие максимально комфортным, безопасным и результативным. «Предупрежден – значит вооружен», – гласит поговорка. Следующая глава вооружит вас ценными практическими советами для подготовки и организации самостоятельного путешествия.


Оказывается в Екатеринбурге 11 станций Транссибирской магистрали! Не 1-2 станции, а 11 станций, он одного конца города до другого, и все они стоят на транссибирской магистрали! Обалдеть. Я решила их все проехать и посмотреть.
Итак старт был со станции Екатеринбург Пассажирский.

Мне понравилась курганская электричка, даже захотелось прокатиться до Кургана.

Белорусский поезд "Минск-Новосибирск". Мой любимый поезд. В Белоруссии не красят поезда в серо- красный цвет, в отличии от наших поездов. Единственное, что мне не нравится в "РЖД"- это серый цвет.

Сажусь в электричку "Екатеринбург-Ощепково" .

Внутри она выглядит вот так. У нас почему- то, в электричках, вагоны, и комфортнее и простые, с сиденьями -досками стоят одинаково. Исключение - Ласточки.

Станция Первомайская. Вокзала нет, с другой стороны виден город. Но двери открылись на эту сторону.

Я на эту станцию вернусь на обратном пути, если сейчас я бы на ней вышла, я бы проторчала там часа два - три до следующей электрички. Маршрут я построила так, чтобы подолгу не оставаться на станциях и выглядел он вот так-Екатеринбург пассажирский -Хуторята-Шарташ-Екатеринбург пассажирский-Екатеринбург Сортировочная-Екатеринубург пассажирский. Это там где выходила, остальное фотографировала из электрички.

Станция Путевка. Вот такой забор стоит вдоль железной дороги почти по всему Екатеринбургу. Я раньше думала, что это станция, на которой выдают путевки.

Чапаевская.

1826 километр.

Исток. Сфотографировала через стекло в тамбуре. Это еще все идет Екатеринбург, а не пригород!

Все, выходим, мы прибыли на другой конец города, станцию Хуторята. Это недалеко от аэропорта Екатеринбурга.

Хуторята- это 1832 километр транссибирской магистрали. Увидела транссибирский столб.

До обратной электрички 40 минут, я решила сходить в какой-нибудь магазин, не стоять же на остановке, заодно и местность осмотреть.

Через 10 минут наткнулась на сетевой магазин Кировский. С удивлением отметила, что он больше магазина Кировский в моем районе раз в пять, хотя я живу недалеко от центра, а это окраина.

Покупаю детский йогурт и банан, на кассе замечаю несколько детей, покупающий чипсы и сухари кириешки, и иду на станцию. Что будет с желужками детей через 20 лет, если они с детства едят такую гадость ежедневно?

Теперь едем в обратную сторону.

Выхожу на станции Шарташ. Вот из такой электрички.

Вокзал Шарташа серого цвета, внутри очень древний...и холодный.

Внутри вокзал.

Колонны, печки..

Внутри сидеть скучно, иду на улицу, несмотря, что на улице -8 градусов и идет снег...

Поднимаюсь на мост.

И вижу танки!! Протираю глаза и все равно вижу танки! При чем они не едут куда-то, а стоят, прицепленными к старым вагонам. А вот на станции Сортировка я увидела едущие танки!

Долго не пришлось любоваться на танки, подошла электричка до станции Екатеринбург пассажирский. Вот такая.
на Шарташе я пробыла около 50 минут.

Прибываем в Екатеринбург. До следующей электрички 30 минут. Завтрак был давно, а уже дело близится к вечеру, иду в столовую "Вилка-Ложка" в здании вокзала, и покупаю комплексный обед. Вот что, а в столовой в этой всегда свежая еда. Можно смело есть. Проверено неоднократно.

Салат с морковью, борщ, гречка с тефтелью, хлеб, компот, всего 119 рублей.

Садимся в третью электричку. Едем на станцию, которая находится на другом конце города Екатеринбурга, стоящую на транссибирской магистрали-Екатеринбург-Сортировочный.

Проезжаем площадку ВИЗ.

Электродепо.

Последняя станция моего мини-путешествия -Екатеринбург-сортировочный.

Я хотела пройти через мост и пофотографировать старинные паровозы.

Невероятно длинный мост.

Метель поднялась сильная, снег с ветром валил и валил. Я могла уехать обратно через 15 минут и через час 10 минут. Мне хотелось посмотреть старинные паровозы под открытым небом, и я решила поехать через час.
Спускаюсь с моста, смотрю паровозов нет! Одни товарные поезда.

Мы были весной с дочкой, и смотрели эти паровозы, я тогда еще забыла фотоаппарат. С моста спускаешься, и сразу же старые вагоны стояли. А тут нет. Правда у депо стояли какие- то пара вагонов, я решила посмотреть хотя бы их. А где же остальные?

А погодка вот такая. Все заметает снегом.

Проваливаясь в снег, фотографирую пару старых вагонов, и понимаю, что я не там! Весной все было по другому, и не было депо поблизости. Наверное, я не на том мосту спустилась.

Вот вагончики.

На станции дала гудок моя электричка, следующая только через час. И тут из ворот вышел мужчина в одежде охранника и пошел в мою сторону. Я подумала, ну все, сейчас меня задержат за фото вагонов в неположенном месте! И побежала на мост. Пусть задерживает на мосту, а не тут. На мосту камеры, люди ходят.

Мужчина за мной. Небольшая пятиминутная гонка по сугробам, и я на мосту. Стою, жду его. Особенно было жутко смотреть на него, когда он решительно подходил быстрым шагом. Я решила не ждать, и перехватила инициативу: " А вы не подскажете, где музей под открытым небом со старыми вагонами? Я его найти что-то не могу?". Ну заблудилась я, все бывает. "

" Музей? С вагонами? Да, это же не на этой станции! Это на станции Электродепо!" Оказалось, что это просто работник станции в черной одежде, идущий на электричку, а я приняла его за охранника. Вот опять я все перепутала, и теперь мне придется час мерзнуть на этой станции, и ждать следующую электричку. Никаких старинных вагонов тут нет!

На станции ждал электричку только один отмороженный мужчина, он, чтобы согреться непрерывно запрыгивал и спрыгивал со скамейки.

Чтобы не мело снегом и ветром в лицо, я спряталась под остановкой, и приготовилась ждать около часа электричку. Мимо проехал поезд "Россия" Владивосток-Москва, с раскрашенными вагонами.

Ну и наконец-то моя электричка подошла. К концу часа я уже почти превратилась в сосульку.

Как тепло ехать!

Через 9 минут уже приехали, и я поняла, что ехать до дома я не могу, пока не согреюсь где-нибудь основательно, и не попью очень горячего чая. Пришлось опять идти в столовую и пить чай с тортом "Сладкоежка" .
Горячий чай, тортик с вареной сгущенкой, орехами и курагой, сделали свое дело, я согрелась и была даже готова хоть еще раз повторить это отмороженное путешествие.

Россия огромная страна, где переплелось несколько часовых поясов. Преодолеть их можно любым видом транспорта, кроме разве что водного. В данной статье речь пойдет о таком виде отдыха, как путешествие на поезде по России.


Так как страна у нас огромная, то и вариантов, куда отправится на поезде тоже великое множество, в том числе:

  • путешествие по транссибирской железной дороге;
  • вояж по кругобайкальской железной дороге;
  • тур в южную часть России;
  • поездка по Байкало-Амурской магистрали (БАМ);
  • экскурсия на ретропоезде по золотому кольцу России.

И таких вариантов может еще быть великое множество (от Новосибирска до Читы или от Биробиджана до Находки).

Романтика железной дороги заключается в размеренном постукивании колесной пары по рельсам, мелькании за окном бесконечных пейзажей и возможности познать глубину российской глубинки (пускай даже поверхностно).

Транссиб

Главный транспортный узел нашей страны - транссибирская магистраль, строительство которой началось очень давно, в 1891 году. По Транссибирской магистрали можно добраться из западной части нашей родины на Дальний Восток, до восточных морских ворот страны - Владивостока. Расстояние, которое разделяет Москву и Владивосток - 9 тыс. км. Это около шести дней пути и семи часовых поясов. Некоторые сайты, на вопрос, сколько часовых поясов пересекают поезда Транссиба, дают неверный ответ, что 9 или восемь. Правильный ответ все же пять, потому что Транссиб протянулся не от Москвы, а от Челябинской области, города Миасса до Владивостока, но в массах закрепилось, что Транссибирская магистраль начинается в Москве. Это не принципиально, важно, какие эмоции ожидают туристов на указанном маршруте.

Через какие города проходит Транссибирская магистраль?

Все начинается в западной части страны и это участок включает в себя такие крупные города, как:

  1. Ярославль.
  2. Волга.
  3. Киров.
  4. Пермь.
  1. Екатеринбург.
  2. Тюмень.
  3. Иртыш.

Конечно же, без сибирских городов никуда, и это:

  1. Новосибирск.
  2. Красноярск.
  3. Енисей.
  4. Тайшет.

Кстати, за Тайшетом начинается ответвление на Байкало-Амурскую магистраль, о которой будет сказано ниже.


В Забайкалье поезд проследует, через:
  1. Иркутск.
  2. Улан-Удэ.
  3. Чита.

И наконец, Дальний Восток, где поезд проходит через такие важные города, как:

  1. Биробиджан.
  2. Хабаровск.
  3. Уссурийск.
  4. Владивосток.

А Хабаровский край еще и знаменит огромным мостом через реку Амур. Естественно, он не сравним с мостом на полуостров Крым, но, посмотреть там есть на что.

Если сравнивать с перелетом на самолете, стоимость купейного вагона будет примерно такой же, но не забывайте о питании, ведь в самолете кормят, а в поезде обеспечивать себя придется самостоятельно.

Многих интересует цена путешествия на поезде по Транссибирской магистрали, а цены, примерно следующие:

  • плацкарт - 10300–11500;
  • купе - 14000 - 24000;
  • СВ (Люкс) - 64000 - 67000;

По маршруту курсирует пять поездов, один из которых является фирменным и носит название - «Россия».

Если планируете путешествовать из Санкт-Петербург, сначала необходимо будет добраться до Москвы. Начинаться маршрут будет от Ярославского вокзала, а его окончание на идентичном по внешнему виду Владивостокском железнодорожном вокзале.

Владивостокский вокзал был построен специально точь-в-точь, как Ярославский (снаружи). В этом заложен тайный смысл, когда начальный и конечный пункты совпадают.

Из советов, которые можно дать путешественникам, выделим самые важные:

  • подружитесь с проводником;
  • возьмите с собой влажные салфетки;
  • не пренебрегайте чисткой зубов;
  • не нужно забивать чемодан скоропортящейся едой;
  • будьте готовы, что не на каждой станции будут продавать еду (да и вообще, ее качество не особо хорошее).

БАМ

Поездка по железной дороге, которая соединяет станцию Тайшет и Советскую Гавань является своего рода приключением, так как маршрут не такой распространенный, как Транссиб, но имеет свою изюминку. Так, БАМ проходит с противоположной от Байкала стороны, и можно насладиться северными видами этого озера. Естественно, имеется не одна остановка, вблизи озера, а значит будет возможность сделать фото или видео на фоне Байкала.

БАМ пересекает Транссиб в районе Тайшета, но, несмотря на это он короче на 500 км.

Железная дорога проходит, через:

  1. Братск.
  2. Усть-Илимск.
  3. Северобайкальск.
  4. Тында (считается столицей БАМа).
  5. Февральск.
  6. Комсомольск.
  7. Ванино.
  8. Советская Гавань.

И да, БАМ не заходит в Хабаровск, несмотря на то, что это столица Дальнего Востока.

Цены на поезд по маршруту Тайшет - Советская Гавань, следующие:

  • плацкарт - 6500–7500;
  • купе - 10000–11000;
  • СВ (Люкс) - 20000–24000.

Кругобайалка

Есть на территории Забайкалья собственный импровизированный круиз. Который проходит по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Данный туристический железнодорожный тур длится в течение одного дня, с утра и до вечера и включает в себя не просто поездку, но и прогулки по местам, где поезд совершает остановки. Дело в том, что данный маршрут и задумывался, для привлечения иностранцев, чтобы продемонстрировать им красоту Байкала.

Веселый маршрут проходит как раз вдоль берега озера, а комфортабельные вагоны позволяют в полной мере наладиться великолепными пейзажами.

Есть два варианта:

  • скоростной электропоезд;
  • паровоз на паровой тяге.

И тот и тот обладает своими плюсами и минусами. В первом случае это скорость и более мягкий ход, но тогда не удастся в полной мере насладиться пейзажами. Что касается второго варианта, то это словно окунание в советское прошлое, когда большая часть железных дорог еще не была электрифицирована.

Жители Иркутска, как один дают положительные отзывы данному туру. Байкальский железнодорожный маршрут отправляется каждый день, правда, почетным дням поезд следует через Слюдянку, а по нечетным в обратную сторону и перед конечным пунктом, поезд останавливается в той же Слюдянке.


Билет на поезд стоит от 3500 рублей до 5 тыс. рублей. Самый дорогой - цена для иностранных граждан, а самый дешевый для ребенка. В среднем, для взрослого российского жителя билет обойдется в 4 тыс. рублей в одну сторону.

Поездка на Юг

Если далекое следование в Сибирь или на Восток не входит в ваши планы, можно прокатиться до южных границ России (Анапа, Сочи). Но южные поезда это иногда и единственная возможность для некоторых россиян отдохнуть на море, так как билет на самолет в летнее время будет довольно дорогой.

Что можно сказать про поезда, следующие в южном направлении. На самом деле, раз на раз не приходится (и это подходит к любому направлению). В последнее время, РЖД уже повернулось лицом к пассажирам и начинает внедрять ультрасовременные вагоны, где даже в плацкарте находиться приятно. В них все работает (кондиционер и туалет), открываются окна, в общем, сказка.

Но, никуда не делись и старые вагоны, которые хорошо известны российскому пассажиру. Тут может случиться самый худший из вариантов: окно закрыто, кондиционер не работает, так еще и туалет заперт.


Значимый для южного поезда пункт - кондиционер. При покупке рекомендуем переплатить несколько сотен рублей, но выбирать лучше вагон с ним.

Лайфхаки

Существуют определенные лайфхаки, используя которые ваша поездка заиграет новыми красками. Итак, перед отправлением:

  • если в вашем билете есть одна ошибка в Ф. И. О. или номере документа, проводник допустит вас в вагон (главное, чтобы ошибок было не больше одной, в противном случае - меняйте);
  • случается так, что болезнь застает врасплох, а ехать надо. Не надо! Получайте в больнице официальный документ - справку и вам перенесут дату отправления в кассе;
  • если перестарались и приехали на вокзал сильно рано, можете уехать на другом поезде - обратитесь в кассу и попросите сделать отметку в билете;
  • по пути следования. Вы вправе выйти на любой станции и через 10 суток продолжить путь по тому же билету, правда, нужно отметиться в билетной кассе той станции, где вы вышли.

В вагоне

Проводник обязан оказать вам помощь в погрузке и разгрузке вещей, а также должен застелить вам постель (ничего личного просто правила). И кстати, белье не может быть влажным, если это не так, требуйте замены.

Проводник должен разбудить вас по требованию, позвать сотрудника вагона-ресторана, если вам требуется сделать заказ.
Если у вас верхнее место, то вещи свои придется хранить над головой, увы, согласно правилам, пассажир нижней полки имеет право на весь объем под своим сиденьем.

Что можно получить в поезде бесплатно:

  • стакан и ложку;
  • настольные игры;
  • швейные принадлежности;
  • медицинские принадлежности.

Если вы хотите получить в личное пользование купе “повышенной комфортности”, а по простому купе проводников, то иногда в продажу выставляют 37 и 38 места, именно они и являются купе, с двумя кроватями. Из минусов, там тесно, зато народу в два раза меньше.

Не перепутайте, 37 и 38 место в Платцкарте – это боковушки у туалета, со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Итак, путешествие на поезде по России, является интересным и захватывающим приключением, при условии нормальных вагонов и адекватных проводников.

Не забывайте делиться своими впечатлениями от отдыха в комментариях, они нужны тем, кто еще не определился с выбором места и типа отдыха.

Их никто не заставлял, они сами захотели! 3 ноября Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов отправились в путешествие по стране. Целый месяц они провели в электричках. А если совсем точно - 33 дня. Во Владивосток ребята приехали совсем другими людьми: задумчивыми, небритыми, даже, кажется, слегка поседевшими. Ведь такая поездка - эта целая жизнь. Кстати, никто из журналистов так еще не путешествовал. По крайней мере, из Москвы до Владивостока на электричках не доезжал. А наши отважные спецкорры смогли. Кое-где, правда, электрички не ходят - приходилось всеми правдами и неправдами как-то добираться на поездах для рабочих и на прочих перекладных.

“Главное достояние России - это люди”, - говорят после своего путешествия Ворсобин и Гусейнов. А вы как считаете?

ОПРОС "КП"

#опросКП. #опросКП

Зачем все это нужно?

На этот вопрос попытался ответить Владимир Ворсобин перед тем, как отправиться в путешествие (о том, что Володя думает после его окончания, он напишет чуть позже, мы опубликуем большой и красочный лонгрид ):

"Когда я говорил, что мы с фоторепортером Витей Гусейновым поедем на электричках во Владивосток, люди просто молчали. И смотрели на меня. За это время я успевал сказать, что задача - добраться до края земли за 25 дней, описывая приключения в блоге. Что в общем-то затея рисковая. Но, наверное, доедем... И тут обычно - в зависимости от темперамента - люди начинали улыбаться или хохотать. Но чаще смотрели жалостливо: мол, бедные, не свихнулись ли.

58 электричек. Полсотни маленьких русских городков, полустанков. Маленьких поселков, в названиях которых настоящая Россия. Ерофей Павлович, Зима, Тайга, Тулун , Яр, Шахунья , Шаля... И тысячи, тысячи километров. Зачем едем? Одна общая цель: добраться до Владика сравнительно живыми.

Витя Гусейнов типичный сумасшедший художник (извини, Вить). Другой бы на такое не подписался. Гусейнов надеется насладиться русской красотой, сделать феерический фоторепортаж о российской глубинке, выпустить книгу. Витя - интеллектуал из Калининграда , и по-моему, не очень представляет, куда едет. Это Тулун, Вить! Вслушайся - Тайга, Зима. Здесь все по-настоящему. То есть ничего не планируй. Это Россия-матушка... «А ночью по лесу идет Сатана и собирает свежие души. Новую кровь получила зима и тебя она получит...».

Тоже не очень представляю, что в итоге будет. Потому что журналисты редко пересекают границу между «Московией» и Россией, раскинувшейся на страшной по размеру территории между городами миллионниками. Она как Зона из «Сталкера». Как говорят физики, «темная материя». Ее не видят. Ее пролетают самолетами. На нее сонно таращатся из окон скорых поездов. Ее, не заметив, можно проехать на автомобиле.

Но если ты сядешь с Россией в одну электричку. И выйдешь вместе с ней на заброшенной станции… «Нету на почте у них ямщика...». В общем, поехали мы. «Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога!»

Маршрут

Москва - Владимир - Вязники - Нижний Новгород - Ветлужская - Шахунья - Котельнич - Киров - Яр - Балезино - Верещагино - Пермь - Шаля - Екатеринбург - Ощепково - Тюмень - Вагай - Ишим - Называевская - Омск - Татарская - Барабинск - Чулимская - Новосибирск - Болотное - Тайга - Мариинск - Чернореченская - Красноярск - Уяр - Иланская -Тайшет - Нижнеудинск - Тулун - Зима - Черемхово - Иркутск - Слюдянка - Мысовая - Улан-удэ - Петровский завод - Хилок - Могзон - Чита - Карымская - Шилка - Чернышевск - Зилово - Ксеньевская - Могоча - Ерофей Павлович - Сковородино - Талдан - Магдагачи - Архара - Облучье - Биробиджан - Хабаровск - Вяземская - Уссурийск - Владивосток

Экономический кризис и стагнация из России отступят еще нескоро: денег становится все меньше, ездить заграницу все дороже. Поэтому отличная альтернатива для поездок на выходные — города Подмосковья. Благо их много, и смотреть в них есть что. Почему на электричке зачастую удобнее путешествовать? Какие маршруты актуальны сейчас? Куда можно доехать на спецусловиях? Обо всем этом — в совместном материале Time Out и ЦППК.

Что это за проект?

В январе 2017-го Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) запустила первые скоростные туристические электрички до нескольких крупных подмосковных городов. Компания одновременно преследует две цели: популяризация внутреннего туризма и «имиджевая» история по изменению отношений к путешествиям на электричках. Если раньше пригородные электропоезда ассоциировались преимущественно с духотой, неудобством, грязью, то теперь на новых поездах-экспрессах действительно комфортно перемещаться. Они светлые, просторные, чистые, с климат-контролем и вполне приличными сиденьями. Если экскурсия платная, то для туристов в экспрессах выделяют отдельные вагоны, если бесплатная, то надо купить обычный билет.

Какие туристические маршруты есть?

ЦППК разрабатывает туры совместно с администрациями городов и туроператорами: перевозчик придумывает маршруты, а местные власти отвечают за гидов. Самые популярные сейчас туры — это экскурсии в Дмитров и Рязань: программа бесплатная, с гидом, который предоставляется всем желающим. В ближайшее время обещают запустить туры в Коломну, Новый Иерусалим, Звенигород и Сергиев Посад. Первая поездка состоится уже 26 мая по маршруту Пески-Коломна с посещением нескольких музеев и Коломенского кремля. На сайте компании можно приобрести и коммерческие групповые туры — например по маршруту Тула-Кимовск-Куликово поле-Моховое. И еще одно направление — это «праздничный туризм», когда гостей везут не просто посмотреть город, а на какой-нибудь отличный местный фестиваль.

Тульская область

Как это работает?

Если вы собрались на бесплатную экскурсию, то надо будет зайти на сайт ЦППК , записаться и купить билет на электричку. Если вы хотите путешествовать самостоятельно, то ЦППК предлагает SMART-путешествия. Вы покупаете travel card на сайте , после этого вам на почту приходит QR-код, кодовое слово, дата и описание программы. Travel card — это абонемент на путешествие, в который входят билеты на электричку, экскурсии, билеты в музеи и выставки, участие в мастер-классах, получение скидок и т.д. Стоимость карты зависит от количества доступных опций.
Когда будете проходить через турникеты вокзала или входить в музеи, рассчитываться в сувенирных лавках и кафе — покажите QR-код или назовите кодовое слово. Получите все опции, доступные по выбранной карте, и скидки.

Каковы преимущества путешествий на электричках?

Во-первых, это удобно: в современных экспресс-электричках есть кондиционер, Wi-Fi и мягкие кресла, а в межобластных экспрессах в пути следования можно купить еду и напитки, кроме того, рядом с креслами есть розетки. Во-вторых, электропоезд идет строго по графику и не стоит в пробках: легче рассчитать время на поездку. В-третьих, бюджетно: билет до Рязани и обратно, например, обойдется в 1160 рублей. При этом в стоимость билета входит обзорная экскурсия по городу. Еще по дороге можно бесплатно прослушать аудиогиды компании, написанные профессиональными историками и тревел-журналистами. Так вы узнаете обо всех местах, мимо которых следует поезд. Гиды доступны на сайте компании или через мобильное приложение izi.TRAVEL.

Для иностранцев

Изначально аудиогиды создавались только на русском языке, но в связи с увеличением количества иностранных туристов их стали выпускать и на английском. В июне появятся 11 таких аудиогидов, в том числе «Гид болельщика» с перечнем экскурсий, к которым могут присоединиться гости Чемпионата мира по футболу-2018, полезными советами, схемой метро. Все экскурсионные группы будут сопровождать гиды-переводчики. В следующем году станут доступны аудиогиды на китайском языке. А еще ЦППК сейчас разрабатывает специальные буклеты, карты и путеводители для маршрутов дальнего следования, которые помогут путешественникам составить программу для самостоятельной поездки.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png